Наш telegram-канал

@Gudok

Подписаться

на e-mail рассылку

Выпуск: № 193 (27042) 15.10.2020
6 полоса Дата

Где учился, там и пригодился

Где учился, там и пригодился

В прошлую пятницу Иркутский государственный университет путей сообщения отметил 45-летие. Сегодня его выпускников можно встретить на подавляющем большинстве предприятий Восточного полигона. Хочу напомнить о тех временах, когда этой кадровой кузницы не было – так станет понятнее её значение для отрасли.

На протяжении 45 лет ИрГУПС обеспечивает кадрами дороги Восточного полигона
В 1972 году, прибыв после окончания Омского института в локомотивное депо станции Зима Восточно-Сибирской дороги, я начал трудиться мастером реостатных испытаний тепловозов. Общаясь с мастерами и бригадирами цехов, узнал, что все они, как и я, оказались здесь по распределению после институтов. Были среди них выпускники вузов Украины, Белоруссии, Москвы и Ленинграда. Оставаться в Сибири почти никто из них не планировал – собирались отработать положенные три года и затем вернуться в родные места.

Обеспеченность инженерно-техническими кадрами на железнодорожном транспорте страны в те годы составляла 70,4%, а на ВСЖД этот показатель был ещё ниже. Платили инженерно-техническим работникам значительно меньше, чем высококвалифицированным рабочим, особенно по сравнению с машинистами. Мастер получал 140–150 руб., начальник локомотивного депо – 210 руб., а машинисты – 320–350 руб. Многие специалисты с дипломами меняли свои кабинеты на кабину тепловоза или электровоза.

Когда в 1975 году Иркутский институт инженеров железнодорожного транспорта получил статус самостоятельного вуза (прежде он был филиалом Новосибирского ИИЖТа), в нём был всего один факультет – эксплуатационный, где по двум специальностям – «строительство железных дорог» и «управление процессами перевозок» – обучались 500 студентов. Располагался институт в кирпичном пятиэтажном здании на улице Курчатова, 10, в иркутском студгородке. Первые три этажа и цокольные помещения были учебными, а на четвёртом и пятом жили студенты.

Первым ректором института, с 1975 по 1980 год, был Владимир Поздеев, кандидат технических наук, член-корреспондент Международной академии транспорта, профессор кафедры «Путь и путевое хозяйство», почётный железнодорожник. Он и в дальнейшем много лет трудился в вузе.

В 1992 году коллегия Министерства путей сообщения России приняла решение об укреплении материальной базы вуза и строительстве новых учебных корпусов. Значительная заслуга в принятии этого решения принадлежит начальнику ВСЖД Геннадию Комарову, а также ректору института в 1987–2002 годах Леониду Суркову. Комаров постоянно бывал на строительных площадках вуза, здесь же вместе с ректором проводил планёрки с участием начальников служб ВСЖД. Когда в Иркутск приезжали руководители МПС, их всегда приглашали посетить институт и добивались согласия на его развитие. За 19 лет стройки на ней побывали министры путей сообщения тех лет Геннадий Фадеев и Николай Аксёненко, их заместители, многие другие руководители различных департаментов МПС.

Однажды Геннадий Комаров собрал всех руководителей дороги в институте, провёл по аудиториям, лабораториям, кабинетам и дал чёткую команду: всё, что есть на предприятиях и в службах дороги, должно быть и в институте. Если заказываете что-то из оборудования или новой техники для своего хозяйства, обязательно закажите это же и для подведомственных кафедр института. Иначе институт не сможет готовить современных специалистов для железной дороги.

В это время на дороге велись работы по созданию центра управления перевозками (ЦУП). Начальник службы СЦБ и связи Владимир Зиннер предложил создать в институте мини-ЦУП и с успехом реализовал эту идею. Аналогично действовали и руководители других служб дороги.

С 2002 года вузом руководил Андрей Хоменко. Он и сейчас, передав в январе 2018-го штурвал Сергею Каргапольцеву, отдаёт все силы развитию образовательного комплекса, укреплению международных связей ИрГУПСа.

В результате общих усилий в 2002 году вуз получил статус университета. Сегодня ИрГУПС располагает огромным потенциалом, который служит основой для дальнейшего развития науки и образования. Отраслевой университет в Иркутске – это более 100 строений, в том числе 44 учебно-лабораторных здания и 18 общежитий. В учебном процессе используются современные технологии инженерного анализа, информационные системы и программные продукты предприятий ОАО «РЖД», тренажёры и симуляторы. Выпускники университета полностью укомплектовали инженерно-техническими, экономическими и руководящими работниками Восточно-Сибирскую, Красноярскую, Забайкальскую и Улан-Баторскую дороги. Многие из них трудятся на других магистралях страны и за рубежом.

Владимир Каутц,
кандидат экономических наук, заместитель начальника ВСЖД в 1998–2010 годах

календарь

календарь