«Российские железные дороги» – социально ориентированная компания, которая уделяет большое внимание вопросам комфортного пребывания маломобильных пассажиров на своих объектах и в поездах. Для них работает Центр содействия мобильности (ЦСМ), внедряются новые услуги и сервисы, обновляется подвижной состав, адаптированный под нужды этой категории граждан.
Холдинг «РЖД» заботится о комфорте маломобильных пассажиров
Помощь в пути
Для оказания помощи в перевозке людей с инвалидностью в холдинге «РЖД» действует Центр содействия мобильности, с каждым годом количество обращений в ЦСМ растёт.
Проект «Центр содействия мобильности» стал одним из призёров конкурса «Новое звено» в 2010 году, а в 2012-м уже был реализован. Сегодня он работает на всей сети с участием Дирекции железнодорожных вокзалов, Центральной дирекции пассажирских обустройств и перевозчиков. Круглосуточно центр предоставляет информацию об услугах и помогает в перевозке людей с ограниченными возможностями здоровья.
В 2021 году в поездах дальнего следования к месту лечения и обратно количество пассажиров составило 261 184 человека, тогда как в доковидном 2019 году их было 287 179. С января по сентябрь 2022 года к месту лечения и обратно съездили 195,3 тыс. пассажиров.
Наиболее востребована у маломобильных пассажиров услуга сопровождения, в прошлом году ею воспользовались около 227 тыс. маломобильных пассажиров, что на 36% больше уровня 2020-го. За девять месяцев этого года услуга оказана более 227,5 тыс. инвалидов.
Летом этого года на Казанском и Восточном вокзалах Москвы открылись пункты помощи, где маломобильные пассажиры могут подождать отправления поезда.
Ведётся работа по повышению доступности подвижного состава и пассажирской инфраструктуры для маломобильных пассажиров. Как ранее сообщал «Гудок» (№ 85 от 19.05.2022), количество вагонов со специализированным купе для особенных пассажиров составляет 1072 единицы, то есть более 94% от общего количества штабных вагонов, из них 77 вагонов с четырёхместными купе. До конца года будет приобретено ещё 26 штабных вагонов. Для пригородного сообщения в 2022 году добавляются 40 современных электропоездов и 11 рельсовых автобусов, которые также адаптированы для нужд пассажиров с ограниченными возможностями здоровья. Поставка нового подвижного состава началась с третьей декады мая 2022 года, он поступает в Псковскую, Тверскую, Ленинградскую, Ивановскую, Архангельскую, Воронежскую, Тамбовскую, Омскую, Челябинскую, Новокузнецкую, Новосибирскую, Ярославскую и Иркутскую области, в Алтайский, Красноярский, Приморский и Пермский края, в Республику Мордовия.
Общие усилия
На протяжении 10 лет действует рабочая группа по обеспечению доступности железнодорожного транспорта для маломобильных пассажиров ОАО «РЖД», в состав которой входят представители общественных объединений – Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых и Всероссийского общества глухих.
Совместно рассматриваются возникающие вопросы и разрабатываются мероприятия по обеспечению доступности железнодорожного транспорта для людей с ограничениями. Нормативные документы ОАО «РЖД» по вопросам обеспечения условий доступности для маломобильных пассажиров согласованы с общественными организациями инвалидов.
С мая 2021 года оформить билеты на места для инвалидов в поездах дальнего следования можно на официальном сайте ОАО «РЖД» на основании сведений федеральной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов». Через данный сервис оформляется около 19% билетов. В пригородном сообщении с начала 2022 года запущена продажа электронных билетов для федеральных льготников. Сервис доступен в приложении «РЖД Пассажирам».
Холдинг развивает сервисы для инвалидов. Так, для инвалидов по слуху на сайте компании есть видеоконсультация на русском жестовом языке. Такую услугу могут получить и посетители 194 вокзалов. Оператор, говорящий на одном языке с глухим пассажиром, помогает подобрать удобный поезд, купить билет, оформить заявку на оказание помощи.
При участии специалистов Всероссийского общества слепых идёт работа по обеспечению доступности сайта для инвалидов по зрению. Вагоны снабжены информационными табличками и знаками доступности, выполненными шрифтом Брайля.
Холдинг работает над формированием корпоративной культуры обслуживания инвалидов. Утверждён перечень должностей и профессий работников пассажирского комплекса, связанных с обслуживанием инвалидов. При приёме на работу их инструктируют, ежегодно проводится обучение. Вопросы, связанные с обслуживанием инвалидов, включены в программы дополнительного профессионального образования. Также проводится целевое обучение. С начала года более 50 тыс. человек прошли соответствующий инструктаж и обучение.
Надежда Кожухова
Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.
Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».