Сергей Хмелёв, главный инженер Самарского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры

– Глубоководный необитаемый осмотровый микроробот – так расшифровывается аббревиатура ГНОМ – мы получили по инвестиционной программе ОАО «РЖД» в числе первых четырёх дорог сети. Эта отечественная разработка по сути своей – персональный робот, не требующий подключения дополнительных устройств: аппарат оснащён двигателями, видеокамерами, подсветкой. С оператором его соединяет тонкий кабель. ГНОМ управляется при помощи джойстика. От зарубежных аналогов его отличают функциональная простота и энергопотребление в 3–5 раз ниже при сходных скоростных параметрах. Подводный робот может справиться с подводным течением до 3 м/с. Благодаря гидроакустическому оборудованию аппарат передаёт достаточно чёткое изображение подводного рельефа даже при работе в мутной воде. ГНОМ используют в работе спасатели, нефтяники, газовики, атомщики, рыболовы, дайверы, исследователи подводного мира.
– Какой фронт работ определили для него на Куйбышевской дороге?
– Сотрудники мостоиспытательной станции № 19 будут применять его для профилактического обследования подводной части опор мостов и берегоукрепительных сооружений мостовых переходов на наличие опасных трещин и деформаций. Два наших инженера прошли краткий обучающий курс в Институте океанологии им. П.П. Ширшова РАН, разработавшем этот аппарат. В 2023 году ГНОМ осмотрит три моста. Исследования начнём, как только реки освободятся ото льда. На апрель запланированы работы на Металлическом мосту через реку Сок, что на 156-м км направления Сызрань – Смышляевка, осмотр сталежелезобетонного моста через реку Сура на 712-м км направления Пенза – Новообразцовое.
В августе с помощью глубоководного аппарата проверим металлический мост через Волгу на 896-м км направления Инза – Чишмы.
Беседовал Павел Арютин
Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.
Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».