Наш telegram-канал

@Gudok

Подписаться

на e-mail рассылку

Выпуск: № 10 (27590) 23.01.2023
3 полоса Мнение

Набирая обороты

Набирая обороты

В условиях новых геополитических вызовов «Российские железные дороги» делают ставку на рост операционной эффективности. Об этом рассказал «Гудку» директор ОАО «РЖД» по операционной эффективности – начальник Департамента экономики Владимир Гапонько.

Операционная эффективность – ключевое условие для обеспечения сбалансированной деятельности в текущем году
– Владимир Викторович, в 2021 году весь мир, в том числе ОАО «РЖД», вёл борьбу с пандемией и её последствиями, в 2022 году столкнулись с масштабными геополитическими вызовами. Очевидно, что в 2023 году легче не станет. На чём будет сконцентрировано внимание в первую очередь?
– В 2023 году, к сожалению, по прогнозам Минэкономразвития России и оценке независимых экспертов, сохранится динамика некоторого сокращения национальной экономики. Соответственно, для нивелирования различных негативных тенденций текущий год для нас пройдёт под эгидой борьбы за рост операционной эффективности, а также адаптации наших бизнес-процессов к новым конъюнктурным вызовам.
Сейчас мы вступили в новый год со сбалансированными контрольными параметрами, одобренными Правительством РФ и правлением компании, с чёткими целями и задачами.
В рамках реализации взвешенной экономической политики мы продолжим вести системную работу по обеспечению устойчивой работы всех подразделений компании, оптимизации структуры себестоимости и повышению эффективности использования всех видов ресурсов.
И задел к этой работе мы создали ещё в прошлом году. Производственным и экономическим блоками проведена большая работа по актуализации Сводной программы мероприятий по повышению операционной эффективности и оптимизации расходов на 2023–2025 годы с учётом значительных изменений в макроэкономике, структуре грузопотоков и соответствующих параметрах работы компании.
Актуализированы программы энергосбережения и повышения энергоэффективности, программы технологических мероприятий по повышению производительности труда и программы повышения операционной эффективности филиалов.
В 2023 году мы планируем обеспечить получение эффекта от реализации мероприятий Сводной программы в размере более 47 млрд руб. Весной актуализированная Сводная программа на этот год будет рассмотрена на заседании правления ОАО «РЖД» и направлена на рассмотрение совету директоров компании. Реализация всех намеченных мероприятий в перспективе позволит обеспечить утверждённый советом директоров ОАО «РЖД» в рамках Сводной программы на период до 2025 года совокупный плановый эффект на 2023–2025 годы в размере более 150 млрд руб.
Подчеркну, что в текущих условиях рост операционной эффективности – необходимое условие не только функционирования, но и развития компании, а также повышения уровня социальной защищённости работников. При этом за своевременным и качественным выполнением всех мероприятий программы лежат профессиональное мастерство и ответственность каждого работника.

– Какие задачи в части дальнейшего развития Сводной программы оптимизации стоят перед вами в наступившем году?
– Мы понимаем, что задача по достижению оптимального баланса между задействованными ресурсами и конечными результатами работы далеко не простая, поэтому прикладываем максимальные усилия по улучшению всего процесса управления, в том числе формирования и контроля реализации мероприятий Сводной программы. С учётом увеличения в 2023 году инвестиционной программы ОАО «РЖД» до 1,1 трлн руб. особое внимание будем уделять увеличению доли эффектов в программах повышения операционной эффективности филиалов от реализации инвестиционных проектов. В частности, продолжим работу по совершенствованию порядка формирования Сводной программы оптимизации и доработке автоматизированной системы АС СПОД за счёт дальнейшего развития интеграционных решений с системой АСУ ИНВЕСТ в части эффектов от реализации инвестиционных проектов. При этом задача по дальнейшему развитию увязки операционной эффективности и инвестиционного процесса – один из важнейших драйверов нашего движения вперёд на среднесрочном горизонте.

– На каких направлениях ещё будет сделан акцент для обеспечения сбалансированной и устойчивой работы филиалов и ОАО «РЖД» в 2023 году?
– Структурная трансформация национальной экономики занимает определённый период времени, при этом в разных отраслях промышленности этот процесс адаптации может происходить как быстрее, так и медленнее, соответственно, динамика цен на рынке может быть подвержена повышенной волатильности. В такой ситуации со своими ключевыми контрагентами мы стараемся создать предсказуемую внутреннюю среду в виде чётких ориентиров, что позволит им лучше планировать свою деятельность, а для нас максимально нивелировать избыточное ценовое давление.
По итогам 2022 года индекс потребительских цен, по оценке Минэкономразвития России, составил 11,9%, а для текущего года показатель оценивается практически в два раза меньше – на уровне 6%, и аналогичная статистика прослеживается по остальным макро-экономическим показателям.
В рамках стратегии ценового поведения на этот год мы для себя выделяем задачи по своевременной и качественной оценке ценовых рисков по основной номенклатуре продукции и проведению соответствующей работы с поставщиками по снижению ценового давления и заключению долгосрочных договоров. За счёт реализации данных задач и повышения эффективности организации работы комиссий по ценам железных дорог и функциональных филиалов мы планируем повысить качество реализации и адаптации единой ценовой политики компании к текущим условиям и вызовам.

– В январе этого года методике проведения рейтинговой оценки железных дорог исполняется уже шесть лет. Как зарекомендовал себя данный инструмент сравнения эффективности деятельности трудовых коллективов?
– Если вкратце, то исключительно с положительной стороны.
Рейтинговая оценка не просто ранжирует дороги в зависимости от количества выполненных или невыполненных показателей, а является определённой лакмусовой бумажкой, которая позволяет сформировать оценку качества управления процессами по каждому функциональному направлению, состояния дел на фоне сети и определить конкретные вопросы, которым необходимо уделить первостепенное внимание.
Кроме того, рейтинговая оценка является частью сбалансированной системы ключевых показателей деятельности компании, и встраивание инструмента в общий цикл управления даёт возможность, подводя итоги за отдельный период, фиксировать положение относительно выполнения поставленных задач.
Необходимо подчеркнуть, что при формировании рейтинговой оценки в настоящий момент мы применяем единые принципы для сравнения, исходя из равнозначности дорог – каждой дороге установлен тот план, который уже учитывает её специфику и ресурсную базу.
Если говорить о поквартальной динамике 2022 года, то результаты свидетельствуют о сменяемости лидеров рейтинга: за четыре квартала 8 из 16 дорог входили как в тройку лидеров, так и в тройку отстающих – другими словами, занимает высокое место в рейтинге тот, кто демонстрирует положительную динамику по показателям деятельности и не допускает негативных случаев.
Сформирована практика поощрения высоких результатов в рейтинге. При этом компания уделяет особое внимание результатам работы дорог, занимающих нижние строчки в рейтинге. В ежеквартальном режиме на совещаниях под председательством первого заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Сергея Кобзева, с участием начальников железных дорог и заместителей генерального директора, курирующих функциональные блоки рейтинговой оценки, не только рассматриваются невыполненные параметры и основные причины их отклонений от установленных планов, но и разрабатываются необходимые компенсирующие мероприятия.
Вместе с этим для нас остаются актуальными вопросы дальнейшего развития рейтинговой оценки железных дорог, в том числе ряд предложений был сформирован на координационном совете начальников железных дорог в октябре прошлого года. Поэтому сейчас мы проводим работу по анализу качества планирования показателей посредством оценки соответствия фактических и целевых значений показателей. Оценивается потенциал повышения качества планирования показателей, перехода от общесетевых целевых значений к индивидуальным для каждой дороги.
По отдельным показателям производятся анализ разброса плановых и фактических значений показателей, оценка влияния специфики хозяйственной деятельности либо структуры спроса на различных территориях и рассматриваются возможность и целесообразность нормирования коэффициентов выполнения целевых показателей.
В целом работа предстоит масштабная и трудоёмкая, обо всех нововведениях и изменениях в подходах к формированию рейтинговой оценки мы будем регулярно информировать и, конечно, обсуждать их с дорогами.
Резюмируя, отмечу, что в этом году необходимо реализовать новые подходы к повышению операционной эффективности. Уверен, что благодаря корпоративному единству, добросовестному, профессиональному труду нашего коллектива, колоссальному опыту и соответствующим наработкам все поставленные задачи будут реализованы.

Беседовала Ирина Иванова


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».

календарь

календарь