Сергей Колесников, первый заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД»

Согласно Правилам, перевозчик имеет право выборочно проверять в местах погрузки соблюдение грузоотправителем установленных ими и другими нормативными документами по подготовке смерзающихся грузов к перевозке требований. Если грузоотправителем не были применены согласованные с грузополучателем профилактические меры и средства от смерзания грузов, перевозчик вправе отказать в приёме груза к перевозке. Однако выполнение профилактических мер, соответствующих требованиям Правил, в полной мере не исключает смерзание грузов в процессе перевозки в холодные периоды года.
В результате прибытия на припортовые станции и станции назначения вагонов с грузом в смёрзшемся состоянии не обеспечиваются нормы времени на выгрузку, вследствие чего гружёные вагоны простаивают в ожидании освобождения грузовых фронтов. По сравнению с летними месяцами простой вагонов в морских портах в зимний период увеличивается. В качестве примера можно привести ООО «Новые коммунальные технологии» по станции Лужская, где темпы выгрузки в зимний период в 1,7 раза превышают летние значения, ООО «Восточноуральский терминал» по станции Находка-Восточная – в 1,8 раза. Данная ситуация связана с поступлением под выгрузку смёрзшегося угля.
В целях оптимизации технологических операций погрузки и разгрузки морским портам необходимо продолжить работу по оснащению своих терминалов более эффективными устройствами и механизмами для восстановления свойств сыпучести смёрзшихся грузов, прибывших под разгрузку, – речь идёт о самоходных маневренных резательных комплексах.
В то же время достижение эффективного перераспределения грузопотоков угля и оптимизации технологических операций по выгрузке возможно за счёт увеличения объёмов перевалки на терминалах, оснащённых вагоноопрокидывателями и размораживающими устройствами, и существенно повышает темпы выгрузки.
Так, при использовании вагоноопрокидывателя технологическая норма на выгрузку вагона сокращается в 15 раз относительно выгрузки вагона грейферным способом – с 1 часа до 4 минут. Вместе с тем из 46 российских морских терминалов, осуществляющих выгрузку каменного угля, только восемь оснащены вагоноопрокидывателями и размораживающими устройствами, а самоходные маневренные резательные комплексы есть только на трёх терминалах. Вибробурорыхлительная техника есть только на девяти терминалах Дальневосточного бассейна (34 единицы) и семи терминалах Северо-Запада России (25 единиц), а в портах Азово-Черноморского бассейна она не используется.
Что касается модернизации инфраструктуры морских терминалов и их оснащения устройствами для восстановления свойств смёрзшихся грузов, то в 2022 году такое мероприятие реализовано только ОАО «Находкинский морской торговый порт» по станции Находка, которым установлен вагоноопрокидыватель с размораживающими устройствами (в настоящее время работает в тестовом режиме).
Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.
Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».