Наш telegram-канал

@Gudok

Подписаться

на e-mail рассылку

Выпуск: № 10 (27590) 23.01.2023
6 полоса Проект

Новая жизнь поезда

Новая жизнь поезда

В конце минувшей недели начальник Октябрьской дороги Виктор Голомолзин предложил регионам использовать ретропоезд «Лахта» на маршрутах «Серебряного ожерелья России». Поезд «Лахта» по маршруту Санкт-Петербург – Выборг холдинг «РЖД» запустил в начале года. По данным Северо-Западной пригородной пассажирской компании, со 2 по 8 января поезд перевёз 3205 пассажиров. Корреспондент «Гудка» был одним из них.

Электричка «Лахта» перевезла первых туристов
Контролёры, работающие в «Лахте», одеты в форму 80-х годов
Восковые фигуры Гоши и Катерины из фильма «Москва слезам не верит» – особые пассажиры «Лахты»
Алексей Огнев (справа) и Виктор Романенко имеют большой опыт общения с ретротехникой
Поезд ЭР2К-980 провёз туристов по необычному маршруту – из Санкт-Петербурга в Выборг через Каменногорск. Вместо привычных 128 км до Выборга «Лахта» проходит целых 195. «Маршрут через Каменногорск выбран не случайно, и считаю, что правильно, – делится начальник Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава Тимур Кунин. – Прежде всего мы говорим о том, что это не графиковый электропоезд, а туристический. Участок от Санкт-Петербурга до Лосево-1 интересен как туристам, так и любителям зимних видов спорта. Кроме того, расписание «Лахты» было составлено так, что на станции Каменногорск предусмотрено его скрещение с «Ласточкой» Санкт-Петербург – Сортавала, что даёт пассажирам дополнительные возможности для выбора туристического маршрута».

Он рассказал, что поезд назвали «Лахта» – это по-карельски означает «залив» или «бухта». Первые люди в Лахте – ныне историческом районе Петербурга на берегу Финского залива – появились предположительно 3 тыс. лет назад. Маршрут поезда пролегает через Карельский перешеек.

В поезде 10 вагонов, как и предусмотрено заводской составностью. В одном из вагонов – запах корицы и других пряностей. Здесь оборудован буфет, в котором пассажирам предлагают чай, кофе, печенье, пряники и тот самый глинтвейн, от которого и исходит манящий аромат. Глинтвейн безалкогольный. Стюард Елена рассказала, что пассажиры охотно посещают буфет.

Без модернизации, которую прошёл электропоезд, такой сервис был бы невозможен.


Возрождение поезда

«Лахта» – уже третья реинкарнация этого поезда. Эта машина была спасена от перспективы порезки в лом в 2020 году. ОАО «РЖД» планировало запустить туристический маршрут из Сочи, и машина 1972 года выпуска, прошедшая капитальный ремонт с продлением срока службы, подходила для этих целей идеально. Тогда же машине был возвращён исторический зелёный цвет кузова. На круглой «морде» появилось название «Сочи», хотя до запуска состава по маршруту дело так и не дошло.

В том же году электричка побежала от Савёловского вокзала Москвы до Яхромы с её горнолыжными курортами. ОАО «РЖД» организовало мультимодальный маршрут – с ретроэлектрички туристы пересаживались в ретроавтобусы «Икарус». Под этот проект машина получила имя «Яхрома» («Гудок» писал об этом в № 1 от 12.01.2021).
А готовили поезд для нужд лыжников в моторвагонном депо Санкт-Петербург-Балтийский. Для комфортного проезда были необходимы бытовые устройства, питающиеся от сети 220 В, но на этой серии поездов низкое напряжение – 50 В. Решением стала установка инверторов. В результате в поезде помимо кулеров появились биотуалеты, как на «Ласточках».

Когда «Лахту» готовили к запуску, на окнах появились шторки. В торцах салонов есть USB-розетки для зарядки гаджетов. У порогов дверей переходных площадок оборудовали мини-пандусы. Если возникнет необходимость, то по ним можно будет перекатывать из вагона в вагон тележки разъездной торговли, как в «Ласточках» и «Сапсанах». На боковых стенах вагонов снаружи появились гербы СССР.
«Стандартный метод организации работ нам не подходил, – говорит Тимур Кунин. – Сформировали рабочую группу из энтузиастов. Обсуждали не только техническую подготовку с учётом установки дополнительного оборудования, но и интерьеры салонов электропоезда. Активное участие в организации работ принимал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов. Конечно же, было не обойтись без творческих решений в салоне после капитально-восстановительного ремонта, и большинство из них принимались уже по месту. Опыт работы со старой техникой в депо уже был, наше депо не единожды принимало участие в проектах восстановления ретротехники. За последние три года были заново поставлены на колёса несколько грузовых вагонов, которые принимают участие в экспозициях, а один из них в прошлом году проехал всю страну в составе «Поезда Деда Мороза».

К Новому году и Рождеству лобовые части кабин ЭР2К-980 украсили лампочками подсветки. При детальном рассмотрении видно, что подсветка прикреплена на болтах к кузову и в любой момент может быть демонтирована.

Машинист «Лахты» Алексей Огнев и его помощник Виктор Романенко (также действующий машинист) имеют большой опыт общения с ретротехникой и её восстановления. Романенко довелось работать помощником машиниста на ЭР2-980 в её прошлой жизни.
«Малышка», – ласково называет машину Алексей Огнев и добавляет: – Моё хобби – восстановление старой техники – совпало с работой».


Новый маршрут

Тем временем «Лахта» проследовала станцию Лосево-1.
«Поезд начинает движение по новой линии на Каменногорск. Мы с вами едем вверх, по 10-километровому подъёму. Впереди вас ждут красивые виды Карельского перешейка – леса, скальные выемки. Если повезёт, из окна вы сможете увидеть лесных обитателей – косуль, лосей, кабанов», – говорит по громкой связи Алексей Огнев. Этого нет в тексте обязательных объявлений, как нет и многих других объявлений, которые делает Алексей. Но поезд уникальный, сама машина – товар штучный, поэтому и отношение к своим обязанностям у железнодорожников особое.

Что касается лосей, то между Лосево-1 и Каменногорском их действительно много. Соцсети пестрят фотографиями этих лесных исполинов, сделанными из окон «Лахты». Пара лосей была замечена и во время нашей поездки.
«Пассажиры первого вагона могут видеть справа по ходу поезда лосей», – Алексей Огнев делится с пассажирами тем, что они сами могут пропустить. Вот такое внимательное отношение к пассажирам.

Они это ценят. Олег и Нина с маленькими сыновьями, Савелием и Глебом, приехали специально, чтобы прокатиться на этой электричке. «Помним, были такие раньше, – говорит глава семьи. – Едем до Выборга, но обратно на обычной или на «Ласточке»: младшему тяжело такую долгую прогулку выдержать».
«У Глеба (старшего сына) сегодня день рождения, сделали ему такой подарок», – рассказывает Нина. Сам же Глеб грезит железной дорогой и уже видит себя воспитанником Малой Октябрьской магистрали.

Подруги Анна и Мария узнали о ретроэлектричке в соцсетях, решили устроить себе развлечение.
«Ехать долго – это минус, – сетуют путешественницы. – Ещё скамейки жёсткие, но это же ретро, поэтому нормально. О поездке ничуть не пожалели. Пейзажи красивые за окном, лосей видели – это плюс. Конечно, видно, что это не настоящая старая электричка, а стилизованная под неё, но настоящих уже, наверное, не осталось, да мы их и не застали, не знаем, как они выглядели».

Наша поездка заканчивается. «Уважаемые пассажиры! Наш электропоезд прибывает в город воинской славы Выборг, – берёт микрофон Алексей Огнев. – Будьте внимательны и осторожны при высадке из вагона, при необходимости помогайте другим пассажирам. Личные вещи в салонах не забывайте, они ещё вам пригодятся. О вещах, забытых другими пассажирами, просим проинформировать поездную бригаду. Мы прощаемся с вами и благодарим за выбор нашего туристического поезда».

После высадки пассажиров проходим по опустевшим вагонам. В одном из них кто-то остался – двое пассажиров сидят друг напротив друга, и кажется, что они уснули. Оказалось, всё куда интереснее. Пассажиры – это восковые фигуры Гоши и Катерины из фильма «Москва слезам не верит». Очень интересное и удачное решение для погружения в атмосферу ретро. Идея с размещением известных персонажей в вагоне принадлежит Дмитрию Пегову.

Как рассказал Тимур Кунин, к организации постоянного движения «Лахты» по маршруту Санкт-Петербург – Каменногорск – Выборг в дирекции всё подготовлено, нужен лишь заказ со стороны субъекта РФ.

Сергей Вершинин
Фото автора


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».

календарь

календарь