Сегодня на сети ОАО «РЖД» предусмотрена планово-предупредительная система, предусматривающая техническое обслуживание и ремонт грузового подвижного состава. Национальный перевозчик и эксперты отрасли отмечают, что, несмотря на существующие сложности на рынке вагоноремонтных услуг, владельцы вагонов смогли к ним адаптироваться и дефицита в вагоноремонтных мощностях нет.
Оттенки неисправностейНа текущий момент на рынке есть плановые и неплановые ремонты грузовых вагонов. К плановым относятся деповской и капитальный ремонты. К неплановому – текущий отцепочный ремонт, который бывает трёх видов – ТР-1, ТР-2 и ТР-3, в зависимости от объёма работ и вида неисправности вагона.
Существуют также различия по периодичности проводимого обслуживания в зависимости от вида грузового подвижного состава, отмечает старший преподаватель кафедры «Электропоезда и локомотивы» РУТ (МИИТ) Дмитрий Назаров. Сроки между деповским ремонтом для грузовых вагонов основных типов составляют два-три года. Капитальные ремонты, в свою очередь, проводят в основном через 8–12 лет.
Как рассказал «Гудку» начальник управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры Михаил Сапетов, при техническом обслуживании вагонов на специализированных пунктах осмотра проводится комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности подвижного состава в сформированных или транзитных поездах, а также порожнего вагона при подготовке к перевозкам без его отцепки от состава или группы вагонов.
Постановка на деповской и капитальный ремонты осуществляется по утверждённым нормативам, рассказал Михаил Сапетов. Первый вид ремонта выполняется для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса вагона с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем их технического состояния. «Капитальный ремонт вагона – это ремонт, выполняемый для восстановления исправности полного или близкого к полному восстановлению ресурса вагона с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые», – подчеркнул Михаил Сапетов.
Вопрос эксплуатации
Согласно «Положению о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожных путях» грузовые вагоны выпускают из планового ремонта с установлением срока эксплуатации 1–3 года или с установлением срока и нормы по пробегу на 110, 160, 210 тыс. км, пояснил «Гудку» председатель Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Андрей Соболев.
По мнению эксперта, всё зависит от требования к вагону и его деталям. Владелец вагона сам принимает решение, как ему выгоднее выпускать вагоны из ремонта – по сроку или по пробегу.
Директор по ремонту и эксплуатации подвижного состава Национальной транспортной компании (НТК) Сергей Попов отмечает, что объём ремонта зависит от состава и технического состояния вагонного парка, поэтому среднее количество ремонтов подвижного состава в годовом выражении варьируется.
«Основной показатель по количеству вагонов в ремонте (нерабочий парк вагонов) должен составлять ежесуточно не более 4% от общего парка», – сообщил он.
Детальные сложности
Отметим, что в прошлом году владельцы грузового подвижного состава столкнулись с проблемой дефицита запасных частей, в том числе подшипников кассетного типа, необходимых для ремонта инновационных полувагонов.
Из-за дефицита кассетных подшипников из эксплуатации было выведено более 5 тыс. полувагонов компании «НТК», отметил Сергей Попов. Ввод в эксплуатацию этих вагонов был завершён лишь к маю 2023 года.
«Отвлечение значительного количества вагонов в ремонт является весьма существенным фактором для эффективности компании. Чтобы ликвидировать дефицит подшипников, мы проводили работу с причастными органами государственной власти и производителями», – рассказал он.
В свою очередь, основными сложностями ремонта цистерн в 2023 году является повышение стоимости запасных частей, колёсных пар и литых деталей тележки грузового вагона, а также дефицит поглощающих аппаратов второго класса и повышение стоимости их изготовления и ремонта, отмечает директор вагонного хозяйства RAILGO Сергей Твердов.
Также на рынке существует проблема с постоянным ростом отцепок вагона в текущий отцепочный ремонт в объёме ТР-2, который является достаточно дорогим видом ремонта, отмечает Андрей Соболев.
«Средняя стоимость ремонта вагона в объёме ТР-2 в 2023 году составила 30–32 тыс. руб.», – поделился эксперт.
Будущее рынка
По данным Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава, в 2022 году отцепили 865,7 тыс. вагонов, это на 26,1 тыс. больше предыдущего года. Таким образом, владельцы грузовых вагонов потратили на 783 млн руб. больше.
«В 2023 году рост уже составляет 23,7%. И это несмотря на то, что в России самый молодой парк подвижного состава в мире. 12,9 года – средний возраст грузового вагона на начало текущего года. Доля инновационных вагонов с каждым годом растёт и на этот период составляет 16,2% – более 206,9 тыс. вагонов», – отметил Андрей Соболев.
Эксперт отмечает, что в 2023 году дефицита в вагоноремонтных мощностях нет. Более того, в некоторых регионах РФ существует профицит ремонтных мощностей.
«Мы видим существенное снижение планового вида ремонта. Запчасти на рынке ремонта есть – и новые, и бывшие в употреблении. Цены на запчасти в 2023 году не поднимались, на некоторые позиции было небольшое снижение», – подчеркнул он.
Как отмечает Михаил Сапетов, сейчас плановый ремонт выполняют более 200 специализированных предприятий. За 2022 год плановыми видами ремонта отремонтировано 451 524 тыс. грузовых вагонов, при этом мощности предприятий составляют более 540 тыс. вагонов в год. В результате изменения рыночной конъюнктуры, увеличения межремонтных сроков и реализации крупных инфраструктурных проектов – строительства портов, СПГ-терминалов, активного роста сельского хозяйства – значительные вагоноремонтные мощности сегодня оказались незагруженными. «Рынок вагоноремонтных услуг характеризуется превышением предложения мощностей над спросом», – резюмировал Михаил Сапетов.
Ольга Шелкова
Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.
Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».