Наш telegram-канал

@Gudok

Подписаться

на e-mail рассылку

Выпуск: № 188 (27768) 13.10.2023
7 полоса История

Что заказало купечество

Что заказало купечество

Точка отсчёта истории Северной железной дороги, работники которой 15 сентября отметили 155-летие магистрали, – прибытие осенью 1868 года первого поезда на станцию Шуя. А 22 октября северяне отпразднуют ещё одну дату: 125 лет назад железнодорожное сообщение связало Ярославль с торгово-промышленными центрами – Архангельском и Рыбинском.

В центре торговых потоков

Всю вторую половину позапрошлого века в стране активно строили железнодорожные пути. Зачастую выбор направления совпадал с интересами местного купечества и промышленников, которые подавали прошения на имя императора о создании железнодорожного общества, а затем за свой счёт вели изыскания и проектирование.

Так вышло и с сетью частных железных дорог, которые 155 лет назад начали поэтапно соединять крупные регионы Центральной России. Костромская, Владимирская, Ярославская, а затем и Вологодская губернии получили новый импульс к экономическому росту 15 сентября 1868 года, когда в Шую из Иваново прибыл первый поезд. Эту дату принято считать днём основания Северной дороги, хотя первый участок тогдашней Московско-Ярославской магистрали от Москвы до Сергиева Посада был открыт для движения ещё в августе 1862 года. До Ярославля же дорога добралась в январе 1870-го.

На Ярославль были завязаны многие сырьевые и товарные потоки. В Ярославской губернии к 1861 году работали 510 фабрик и заводов. Ведущими отраслями были текстильная промышленность и писчебумажное производство. Уездный город Рыбинск стал крупнейшим центром хлебной торговли, а в Ростов Великий купцы со всей России ехали на Ростовскую ярмарку. Село Иваново Шуйского уезда Владимирской губернии (с 1871 года – безуездный город Иваново-Вознесенск) превратилось в ведущий текстильный центр Российской империи. В Костромской губернии с 1840 по 1854 год количество купцов увеличилось вдвое, 4 тыс. причисленных к гильдиям купцов сосредоточились на открытии полотняных фабрик и суконных мануфактур.

Пищевая промышленность Вологодской губернии помимо традиционного промысла по добыче соли была представлена сельдекоптильным заводом купца Горбунова, пивоварнями Володенко и Милля, маслодельным заводом купеческой четы Буман, производившим знаменитое до сих пор вологодское масло.

Развитие этих регионов во второй половине XIX века стало возможным в том числе благодаря частным железным дорогам, которые объединились в 1884 году: Общество Московско-Ярославско-Вологодской железной дороги присоединило Костромскую и Иваново-Шуйскую магистрали. Перед правлением компании встала задача: связать между собой через Ярославль два крупных торговых центра –

Рыбинск и Архангельск. Проект продолжения строительства линии внёс коррективы и в название: в 1894 году дорога была переименована в Московско-Ярославско-Архангельскую.


Путь на Русский Север

Север России развивался во многом благодаря столице Поморья Архангельску: в порт издревле приходили заграничные суда за пушниной, деревом и рыбой. К середине XIX века выросший спрос мирового рынка на лесоматериалы активизировал развитие промышленных предприятий на Русском Севере. Открывались лесопильные, канатные, парусные, цепные заводы, смолокурни.

Вдохновитель Северного железнодорожного проекта Савва Мамонтов на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году построил отдельный павильон, посвящённый Русскому Северу и его богатствам. Это был отличный рекламный ход для привлечения инвесторов. «Я желал бы провести такие железные дороги, чтобы Россия поминала меня в худую годину», – говорил промышленник.

Открытие в 1872 году узкоколейной линии от Ярославля до Вологды протяжённостью 190 вёрст облегчило доставку грузов из Архангельска в более населённые районы империи. Но от Архангельска до Вологды товары по-прежнему везли по малым рекам и извозом по суше.

11 июля 1894 года Общество Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги получило разрешение на постройку Вологодско-Архангельской линии. Её прокладывали в два этапа: 1 августа 1896 года для временного движения был открыт участок Вологда – Кубино, 17 ноября 1897 года – участок Кубино – Архангельск. А 22 октября 1898 года по линии началось регулярное движение поездов. Архангельск через станцию Исакогорка получил прямой выход к центру страны.

На Архангельской линии протяжённостью более 1 тыс. вёрст было 19 станций и остановочный пункт. Для служащих дороги построили служебные и жилые помещения. Здания вокзалов проектировали архитекторы Илларион Иванов-Шиц и Лев Кекушев. На станциях Вожега, Няндома, Емца и Исакогорка появились паровозные здания, на станциях Няндома и Исакогорка – школы с интернатами в отдельных зданиях, на станции Няндома – больница.


Дорога к хлебной столице

Рыбинск в начале XIX века называли хлебной столицей империи. В древнем городе на берегу Волги проходили хлебные и зерновые ярмарки – одни из самых масштабных в Центральной России.

Построенная в 1870 году Рыбинско-Бологовская железная дорога позволила организовать вывоз хлебных грузов по суше в глубь страны в любое время года. Линия шла из Рыбинска на Бологое через Бежецк через три губернии: Ярославскую, Тверскую и Новгородскую. В 1895-м с присоединением Новгородской узкоколейки Рыбинско-Бологовская дорога была переименована в Рыбинскую, а в 1897-м в связи с продлением до порта в Виндаве – в Московско-Виндаво-Рыбинскую.

14 марта 1898 года участок Ярославль – Рыбинск длиной 113 вёрст соединил станцию Ярославль Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги с Московско-Виндаво-Рыбинской дорогой. 22 октября того же года открылось регулярное движение.

Так хлебная столица империи оказалась связана надёжным транспортным сообщением не только с Ярославлем, но и со столицей Поморья. В первый же год эксплуатации по Московско-Ярославско-Архангельской железной дороге перевезли более 17 млн пудов грузов, получив 260 тыс. золотых рублей чистой прибыли.

Мария Нефёдова, Николай Порецкий


Подготовлено на основе материалов из фондов Культурно-исторического комплекса СЖД


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».

календарь

календарь