Наш telegram-канал

@Gudok

Подписаться

на e-mail рассылку

Выпуск: № 193 (27773) 20.10.2023
5 полоса Городской транспорт

Пассажирам помогают платить за проезд

Пассажирам помогают платить за проезд

В столичной агломерации создан новый транспортный каркас, который обслуживает порядка 30 млн жителей Москвы и области. На долю рельсового транспорта (метрополитен, МЦК и МЦД) приходится больше 50% всех поездок. Как формируются тарифы, выяснил «Московский железнодорожник».

Проезд в Москве местами подорожал

На прошлой неделе, 15 октября, власти Москвы установили новые тарифы на проезд в городском транспорте, в том числе по железной дороге: на Московском центральном кольце (МЦК) и Московских центральных диаметрах (МЦД).

Так, цена разовой поездки по карте «Тройка» подорожала с 50 до 54 руб., по билету на 90 минут – с 75 до 81 руб., проезд по карте «Тройка» (с пересадкой на МЦД) стал стоить 71 руб. вместо прежних 65.
«Мы скорректировали цены в условиях ежегодной инфляции, роста цен на топливо и электроэнергию, но сохранили доступность поездок. С 2011 года изменения тарифов существенно ниже уровня инфляции, они остаются самыми доступными среди больших городов России», – отмечает пресс-служба Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.

Напомним, что картой «Тройка» можно оплатить проезд в столичном городском транспорте (автобусе, трамвае, монорельсе, метро, МЦК) и в общественном транспорте столичной агломерации, к которому эксперты относят МЦД. Диаметры связывают следующие участки: МЦД-1 – Одинцово – Лобня, МЦД-2 – Нахабино – Подольск, МЦД-3 – Зеленоград – Крюково – Ипподром, МЦД-4 – Апрелевка – Железнодорожная – и поделены на две транспортные зоны: «Центральная» (по территории Москвы) и «Пригород».

Отметим, что цена годового абонемента карты «Тройка» не изменилась. Для проезда в зоне «Центральная» она осталась на уровне 19,5 тыс. руб., в зоне «Пригород» – 24 450 руб.


Кто устанавливает тарифы

По действующему законодательству организацией пассажирских перевозок в России занимаются федеральные и региональные власти. «Тарифы на проезд как на железнодорожном транспорте в пригородных поездах, так и на автобусах, троллейбусах, трамваях и в метро устанавливаются региональными органами власти. На федеральном уровне в отношении пригородных железнодорожных перевозок существует методика расчёта экономически обоснованного уровня затрат перевозчиков», – рассказал «Гудку» вице-президент Центра экономики инфраструктуры Евгений Алексеев.

В Москве тарифы на наземный транспорт, метро, МЦК и МЦД устанавливаются Департаментом экономической политики и развития города Москвы. Тарифы на пригородные поезда в пределах столицы устанавливает правительство Москвы, а стоимость проезда в пригородных поездах относится к компетенции Комитета по ценам и тарифам Московской области, но утверждается совместно правительством Москвы и правительством Подмосковья.


Себестоимость перевозок

Тарифы на общественный транспорт делятся на экономически обоснованный и утверждённый. На формирование первого влияют в том числе затраты перевозчиков (более 50% идёт на выплату заработной платы), цены на топливо и техническое обслуживание транспортных средств. Генеральный директор Фонда «Институт экономики города», директор направления «Муниципальное экономическое развитие» Александр Пузанов отмечает, что для каждого вида пассажирского транспорта формируется тарифное меню, в рамках которого цена на разные типы поездок может существенно различаться. Особенностью тарифов на пригородные железнодорожные перевозки, включая МЦД, является их зависимость от расстояния в рамках установленных тарифных зон.

Как отмечает Евгений Алексеев, себестоимость одного пассажиро-километра перевозок в пригородном сообщении Центрального транспортного узла (ЦТУ) составляет около 3 руб. Это соответствует стоимости проезда 1 км для пассажира, установленной в Московской области.

Тарифы на проезд только частично покрывают затраты перевозчиков. Так, по результатам 2021 года (более свежих данных нет) убыток Московского метрополитена составил 29 млрд 508 млн руб., Мосгортранса – 16 млрд 901 млн руб., пояснила заместитель директора НОЦ «Цифровые высокоскоростные транспортные системы» Российской открытой академии транспорта Галина Бубнова.

«Разница между тарифами закрывается компенсацией льготного проезда из федерального и регионального бюджетов», – отмечает научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Александр Рыжков.

«С учётом предоставляемых государством мер поддержки в виде скидки 99% за инфраструктурную плату, нулевой НДС и компенсацию за проезд льготников перевозки полностью окупаются за счёт билетной выручки», – отмечает Евгений Алексеев. По его словам, все расходы на пассажирские перевозки в столице закрепляются в бюджете Москвы, в Московской области в части пригородного железнодорожного сообщения и межмуниципальных перевозок на автобусах и троллейбусах – в областном бюджете.

Согласно Закону «О бюджете города Москвы», в 2023 году расходы на пассажирский транспорт (без учёта расходов на строительство новых объектов транспортной инфраструктуры) предусмотрены в следующем объёме: по метрополитену субсидия «на текущую деятельность» – 15,8 млрд руб., на обновление парка вагонов метро – 17,6 млрд руб., на приобретение вагонов метро для обслуживания новых линий – 20 млрд руб.; по наземному транспорту: субсидия по автобусу и трамваю, включая расходы на деятельность заказчика перевозок, – 3,5 млрд руб.; по железнодорожному транспорту – 7,2 млрд руб. на пригородное сообщение в целом (компенсация выпадающих доходов перевозчиков); 3,3 млрд руб. – на МЦК, 2,9 млрд руб. – на МЦД и 20,6 млрд руб. – на приобретение подвижного состава МЦД. В бюджете Московской области на 2023 год на пассажирский транспорт общего пользования выделено 12,8 млрд руб., в том числе расходы на компенсацию проезда льготников на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении – 0,6 млрд руб., отмечает Евгений Алексеев.

По словам Александра Пузанова, субсидии на обеспечение работы железнодорожного транспорта, в первую очередь пригородного, в текущем году составят более 60 млрд руб. Из этой суммы почти половина (более 27 млрд руб.) будет направлена в рамках межбюджетного трансферта в федеральный бюджет для финансирования в интересах Москвы работ на территории ЦТУ за пределами столицы (в основном в рамках строительства МЦД).


Субсидии за льготников

В столичной агломерации (впрочем, как и по всей стране) большое число пассажиров имеют право на льготный проезд. Затраты на их обслуживание возмещаются из бюджетов различного уровня, однако возмещение осуществляется не в полном объёме и не всегда своевременно.
«У нас и в других странах общественный городской транспорт, пригородный транспорт убыточны. Недофинансирование – общая практика», – подчёркивает профессор Галина Бубнова.

Проезд пенсионеров, школьников и студентов компенсируется из регионального бюджета. На федеральном уровне к ним добавляются определённые категории граждан, например ветераны, поясняет Александр Рыжков.

Термин «субсидирование пассажирских перевозок» употребляется при компенсации выпадающих доходов транспортных предприятий относительно установленных тарифов. В бюджете Москвы эти расходы прописаны отдельной строкой.

Ольга Шелкова


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».

календарь

календарь