Наш telegram-канал

@Gudok

Подписаться

на e-mail рассылку

Выпуск: № 212 (27792) 17.11.2023
7 полоса Память

Возвращение в Балбухту

Возвращение в Балбухту

Два года назад, 20 ноября 2021 года, не стало легендарного строителя БАМа Александра Бондаря. О выдающемся железнодорожнике по просьбе «Гудка» вспоминает бывший главный редактор дорожной газеты «Восточно-Сибирский путь» Евгений Богачёв.

Сам бригадир в том же году стал Героем Социалистического Труда (Фото: ТАСС)
29 сентября 1984 года бригады путеукладчиков Александра Бондаря и Ивана Варшавского совершили историческую стыковку БАМа на разъезде Балбухта, что на 877-м км магистрали. Через несколько дней, 1 октября, на строящейся рядом станции Куанда для гостей, которые приехали со всей страны, был устроен праздник с укладкой символического «золотого» звена.
«Стыковка, кстати, и планировалась на 1 октября в Куанде, – вспоминал Александр Бондарь, – но мы вышли туда раньше, а Иван Николаевич, наоборот, отстал от графика: в Кодарском тоннеле случился обвал из-за нарушения технологии строительства. В тоннель экстренно загнали отряды ремонтников, а Варшавский, чтобы не терять времени, пошёл в обход хребта. Пока пробивался, мы проскочили километров 40 с лишним за Куанду, где заранее изготовили и даже установили стелу, символизировавшую Западный и Восточный участки БАМа, их историческую встречу… Потом вернулись в Куанду и на глазах у начальства, специально приехавшего из Москвы, уложили «золотое» звено. Но, конечно, это была постановочная сцена, которую по эмоциональному накалу не сравнить с настоящей стыковкой».

С Александром Бондарем мы познакомились за год до этого, в 1983-м. Путеукладчик спустился с горного перевала в Муйскую долину, обогнув по обходному пути недостроенный Северомуйский тоннель. Впереди были ещё полторы сотни километров до Таксимо и реки Витим – до границы Бурятии и Читинской области, где первоначально намечалась встреча с бригадой Ивана Варшавского. В то время я работал в газете «Витимские зори» и меня как самого молодого корреспондента постоянно командировали на стройку. Бондарь тогда был немногим старше – чуть за 30.

А последняя встреча была летом 2019 года. Поезд вёз нас в праздничную Тынду на 45-летие БАМа. Многие пассажиры уже давно спали, а мы вдвоём в купе за рюмкой чая неспешно вели разговор в ожидании встречи с долгожданной Балбухтой. Вглядываясь из июля 2019-го в сентябрь 1984-го, мы не видели за окном с предутренним северным рассветом больших изменений: та же глухая труднопроходимая тайга, те же реки и озёра, величественные гольцы Южно-Муйского и Кодарского хребтов, редкие посёлки и полустанки вдоль полоски стальной магистрали.

Весной 1974-го, в неполные 22 года, Александр Бондарь прямо с ХVII съезда ВЛКСМ в составе Всесоюзного ударного комсомольского отряда отправился на БАМ покорять сибирские просторы. «2 мая часть отряда приехала в Усть-Кут, но из-за сильного ливня не смогли вылететь к месту будущей трассы. Заночевали в поезде. На следующий день вертолётами нас перебросили в Таюру. Тут же на митинге переименовали станцию в Звёздную. К приезду бойцов ударного отряда подготовили 22 палатки. В них мы жили до ноября, пока не перебрались в сборно-щитовые дома. Зарплату первое время платили рублей по 300, но тратить всё равно было негде: тайга вокруг», – вспоминал бамовец.

Свою бригаду Бондарь организовал в декабре 1975 года. Первое время рубили просеки, строили деревянные мосты на притрассовой автодороге, потом работали на балластировке пути. Рельсы укладывала бригада Виктора Лакомова. Эстафету у лакомовцев бригада Бондаря приняла в 1978-м, уже работая в тресте «Нижнеангарсктрансстрой», на перевале Даван. До «золотого» звена оставалось прокладывать путь ещё шесть лет.
«Я ребятам сразу сказал: довёл вас до стыковки, а дальше у каждого своя дорога, – говорил Александр Бондарь о тех днях осени 1984 года.
– Правда, мне удалось ещё одно полезное дело провернуть до того, как все разъехались. Написал министру транспортного строительства СССР и попросил решить квартирный вопрос для членов бригады. Как ни крути, 10 лет по тайге шастали, а постоянного дома нет, хотя у большинства семьи, дети. Министр пошёл навстречу, и нам выделили 30 квартир в Северобайкальске».

Дорога самого 32-летнего Героя Соцтруда Александра Бондаря осталась железной. Выпускник Иркутского института инженеров железнодорожного транспорта (ныне ИрГУПС) работал прорабом, заместителем начальника строительно-монтажного поезда, возглавлял дорпрофсож транспортных строителей, был главным инженером треста. В 1990-е строил железные дороги Беркакит – Томмот и Улак – Эльга, три года работал на Сахалине. Потом жил в подмосковных Химках, но каждый год ездил на БАМ: на юбилейные торжества, поохотиться или просто повидаться с друзьями. И никто не мог подумать, что жизнь Александра Бондаря оборвётся в 69 лет. Сердечная недостаточность…
«Саша переживал уход каждого друга – своего армейского сослуживца Ивана Нечипоренко, режиссёра народного театра «Молодая гвардия» Анатолия Байкова, своего заместителя Героя Соцтруда Ярослава Огородничука, всех тех, кто ушёл в мир иной до, во время и после строительства БАМа, – отметил бамовский бригадир Герой Соцтруда Вячеслав Аксёнов. – Принимал всё близко к сердцу. Несмотря на свой величественно-суровый внешний вид, он был раним».

Перед смертью Александр Бондарь успел оставить друзьям последнюю просьбу. Об этом мне рассказала коллега по «Гудку», ветеран БАМа Тамара Андреева: «Мы собирались писать книгу о Саше. Встречались у него на даче, беседовали, я записывала воспоминания. И однажды после телефонного разговора с Иваном Варшавским он мечтательно сказал: «Хочу, чтобы мой прах развеяли над Балбухтой». В ноябре 2021 года он позвонил из больницы и спросил: «Меня увозят в реанимацию. Ты помнишь про Балбухту?»

Прах Александра Бондаря захоронили в Подмосковье рядом с дочерью и сыном, но часть оставили для Балбухты.

Общероссийская организация «Бамовское содружество» обратилась к руководству ОАО «РЖД» с просьбой помочь увековечить память знаменитого бригадира и исполнить его просьбу. Восточно-Сибирская и Дальневосточная дороги подготовились к историческому событию, которое решили провести 8 июля 2022 года – в День строителя БАМа и 48-летия начала стройки. На разъезде Балбухта обновили монумент и установили памятный знак – большой мемориальный камень. Среди почётных пассажиров спецпоезда были Тамара Андреева, невестка Александра Бондаря Надежда и её брат. Они привезли прах в капсуле. И пока другие почётные пассажиры вспоминали комсомольскую молодость и пели песни под гитару и баян, близкие легендарного бригадира тихо исполнили его волю. Развеять прах Александра Бондаря доверили Ивану Варшавскому.

Евгений Богачёв,
ветеран БАМа, Иркутск


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».

календарь

календарь