На российском логистическом рынке в результате слияния крупнейшего в РФ собственника парка для перевозки нефтегазовых и нефтехимических грузов «СГ-Транс» с оператором железнодорожных перевозок Первой грузовой компанией (ПГК) появился ещё один значимый игрок. Эксперты считают, что это может привести к перераспределению подвижного состава и коллаборациям между компаниями железнодорожной логистики.
Слияние компанийПГК – один из крупнейших операторов железнодорожных перевозок в России. Парк компании насчитывает около 100 тыс. единиц подвижного состава, в том числе полувагоны, крытые вагоны и фитинговые платформы. Для сравнения: у «дочки» ОАО «РЖД» Федеральной грузовой компании в активе порядка 130,4 тыс. единиц подвижного состава.
В 2011 году принадлежавшая на тот момент ОАО «РЖД» ПГК была выставлена на аукцион. Покупателем стала Независимая транспортная компания (НТК) Владимира Лисина. Предприниматель получил 75% минус 2 акции компании. В 2012 году Лисин довёл долю в ПГК до 100%, хотя на оставшийся пакет акций претендовала также АФК «Система» Владимира Евтушенкова. У ПГК в залоге есть акции Сергея Смыслова, который владеет мультимодальным транспортным оператором «Транс Синергия».
В начале ноября Владимир Лисин продал ПГК акционерному обществу «Аврора Инвест» (компания зарегистрирована 12 декабря прошлого года). Гендиректором «Авроры Инвест» значится Елена Чайковская, которая заняла эту должность 18 августа 2023 года. С декабря по август эту компанию возглавляла Юлия Терсаакова, которая по совместительству является гендиректором «Вектор Рейл». Совладельцами компании «Вектор Рейл» являются Руслан и Тимур Бабаевы. В числе их активов – лизинговый оператор вагонов Brunswick Rail, который они выкупили в конце 2021 года. А два главных держателя акций принадлежащей «Вектор Рейл» компании «СГ-Транс» – Алексей Тайчер и Сергей Смыслов – в августе этого года продали свои доли братьям Бабаевым. Отметим, что в активе «СГ-Транса» более 32 тыс. единиц подвижного состава.
Кстати, в записях ЕГРЮЛ адрес юридического лица «Аврора Инвест» полностью совпадает с адресом «СГ-Транса». На этом основании эксперты рынка делают вывод, что ПГК продана Бабаевым и аффилированному с ними грузовому оператору «СГ-Транс».
О кадровых изменениях в самой ПГК пока не сообщалось. «Новый собственник подтвердил мне, что останется приверженцем того вектора развития, которым шла наша компания последние пять лет, с фокусом на расширение бизнеса в полувагонах, крытых вагонах и фитинговых платформах», – сказано в заявлении гендиректора ПГК Сергея Каратаева. В компании запланирован ряд встреч с новыми акционерами для определения стратегии развития компании до 2030 года, а также определения ключевых задач на 2024 год.
Влияние на рынок грузоперевозок
«Сейчас мы находимся в процессе укрупнения участников экспедиторского и логистического рынка. Основные игроки «фрагментируются»: это не говорит о том, что малым компаниям не будет места, но более 80% рынка, скорее всего, займут крупные компании», – считает генеральный секретарь Международного координационного совета по трансъевразийским перевозкам Геннадий Бессонов.
Аналогичного мнения придерживается ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. По его оценке, в результате появится несколько крупных игроков, которые могут начать перераспределять рынок по транспортировке различных номенклатур грузов.
На сегодняшний день практически все компании бьются за доступ к инфраструктуре. Для владельца инфраструктуры важны предсказуемость и более эффективный контейнерооборот, который можно обеспечить лишь большими партиями.
«Укрупнение рынка стало реакцией на дефицит пропускных способностей», – убеждён Геннадий Бессонов.
Эксперты ожидают, что в 2024 году начнётся перераспределение вагонного парка, в результате могут появиться игроки, которые займут специализированные ниши на рынке. Так, возможно разделение по перевозке грузов разных номенклатур и в разной таре, например по перевозке нефтеналивных грузов или только контейнерных. Подобные движения на рынке изменят ставки на подвижной состав: его продажу, аренду и условия использования.
«Новым владельцам ПГК может потребоваться возвращать средства, потраченные на приобретение актива, и компания будет стремиться привлечь разные грузы», – убеждён Дмитрий Баранов. При этом часть подвижного состава ПГК, в первую очередь с истекающим сроком годности и ограниченной грузоподъёмностью, может быть продана.
Президент Национального центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин, в свою очередь, считает, что новые владельцы ПГК скорее вступят в различные коллаборации с другими компаниями для обмена парками вагонов.
Александр Соляник
Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.
Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».