Наш telegram-канал

@Gudok

Подписаться

на e-mail рассылку

Выпуск: № 217 (27797) 24.11.2023
7 полоса Репортаж

Проверочная работа

Проверочная работа

Корреспондент «Гудка» попробовал себя в роли сотрудника Челябинского подразделения Южно-Уральского учебного центра профессиональных квалификаций (УЦПК). Ему была поручена ответственная работа – проверить, как машинисты усвоили пройденный материал.

В аудитории УЦПК всё как в школе: и ответы у доски, и конспекты, и домашние задания
«Преподаватели нашего учебного заведения – железнодорожники с большим опытом, – рассказывает начальник Челябинского подразделения Южно-Уральского УЦПК Елена Ишимова. – Конечно, важна и педагогическая жилка. Она есть у всех профессионалов, поскольку на прежних рабочих местах они вели активную наставническую деятельность».

Пятнадцать преподавателей УЦПК за год передают свои знания более чем 4 тыс. железнодорожников.

Требования к уровню преподавательского состава в учебном заведении высокие. Но и мне, человеку без специального профессионального образования, руководство УЦПК нашло применение – провести тестирование.
«Обучение в центре проводится по нескольким направлениям. Одни осваивают профессию с нуля, другие повышают квалификацию, третьи проходят дополнительное профессиональное обучение. От цели зависят и сроки учёбы: от трёх дней до полугода», – объясняет Елена Ишимова.

Машинисты, знания которых мне предстояло проверить, проходят в УЦПК переквалификацию в течение месяца. После сдачи экзамена им присвоят следующий класс квалификации.

По заданию начальника УЦПК изучил техническую литературу по теме «Схемы тормозного оборудования».

Приезжаю на работу за полчаса до начала занятий.

В 8.00 в аудиторию входят первые ученики – машинисты второго и третьего классов. Неспешно снимают стулья с парт.

Спрашиваю у машиниста маневрового тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Карталы Александра Кобзева, что ему даёт обучение в УЦПК.
«Новые знания, – отвечает он. – Я на магистрали 12-й год и раз в несколько лет приезжаю сюда на повышение квалификации. Сейчас учусь, чтобы сдать экзамен на первый класс».

Происходящее в аудитории перед занятием напоминает сцены из фильма «Большая перемена». Ученики такие же взрослые; один рассказывает весёлую историю, другой решил подремать пять минут на парте.

Когда преподаватель Павел Шидловский входит в кабинет, наступает тишина. Он открывает журнал, проверяет, все ли на месте.

Павел Шидловский трудится на Южно-Уральской магистрали почти четверть века, преподаёт в УЦПК пятый год. Сам трижды проходил обучение и повышал квалификацию в Челябинской дортехшколе. Машинистом стал по примеру отца, с которым в своё время работал в одной локомотивной бригаде. Много лет трудился в эксплуатационном локомотивном депо Челябинск – машинистом, машинистом-инструктором, потом получил приглашение в Челябинское подразделение Южно-Уральского УЦПК.

Звенит звонок – начинаются занятия. Павел Шидловский открывает «Правила технического обслуживания тормозного оборудования». Задача преподавателя – доступно разъяснить сухой технический текст этой книги, по которой, кстати, обучаются не только наши машинисты, но и коллеги в странах СНГ.

По словам преподавателя, в процессе лекции слушатели усваивают всего около 15% материала и после первой трети урока их внимание снижается. Поэтому в ходе занятия бывший машинист постоянно приводит примеры из своей практики, с юмором обыгрывает их. Взрослые ученики внимательно слушают и делают отметки в тетрадях.
«Чтобы наши слушатели смогли через месяц успешно сдать экзамен, я стараюсь преподнести информацию максимально доступно, – позже рассказал преподаватель. – Те, кто уже работает и приходит на переквалификацию, иногда забывают некоторые нюансы, и наша задача – помочь им всё вспомнить. Иногда это непросто, но всё же совместными усилиями приходим к нужному результату. Радует, когда профессионал начинает рассуждать и приходит к правильному выводу. Причём это надо в первую очередь не экзаменационной комиссии, а ему самому: на работе может возникнуть нештатная ситуация, и машинисту придётся оперативно решать неожиданные задачи, ни на кого не надеясь».

Объясняя тему, Павел Шидловский расставляет акценты и предлагает слушателям делать отметки на полях конспектов – так материал лучше запоминается. Когда железнодорожники будут повторять тему, они увидят запись и сразу вспомнят, о чём говорил преподаватель.

Той же цели – закрепить пройденный учебный материал – служат действующие образцы оборудования.

С одним из них и связана моя миссия – контрольное тестирование слушателей. Беру в руки образец тормозного механизма, машинисты по очереди отвечают на вопросы об этом устройстве. То, что перед ними не настоящий сотрудник УЦПК, никто из железнодорожников не заметил, а значит, как и машинисты, корреспондент «Гудка» успешно прошёл этот тест.

Сергей Зыболов, Челябинск


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».

календарь

календарь