План ОАО «РЖД» по экономии затрат от реализации проектов бережливого производства на 2023 год для Московской дирекции скоростного сообщения устанавливает задание 12,3 млн руб. При этом уже разработано и внедрено три предложения с экономическим эффектом 13,1 млн руб., или 106,5% от годового задания.

От дирекции в рабочие группы по реализации проектов входили работники производственно-технического отдела, отделов экономики, эксплуатации и ремонта подвижного состава. Общий экономический эффект от реализации проектов составил 13,1 млн руб., или 106,5% от годового задания.
Главный инженер Московской дирекции скоростного сообщения Алексей Водяницкий рассказал корреспонденту «Московского железнодорожника», что высокие результаты, достигнутые его коллегами по реализации проектов бережливого производства в 2023 году, стали продолжением эффективной работы дирекции в этом направлении в последние несколько лет. Всего за предыдущие четыре года «скоростники» реализовали 13 проектов бережливого производства, общий экономический эффект от внедрения которых составил более 39 млн руб. Интересно и то, что в некоторых из реализованных в 2023 году разработок получила развитие мысль, заложенная в предыдущих проектах. Например, годом ранее рабочей группой дирекции был разработан и получил развитие проект «Сокращение порожнего пробега электропоездов «Ласточка» на участке Московского центрального кольца». До его внедрения шесть «Ласточек» заканчивали свой маршрут на станции Белокаменная. После высадки пассажиров они следовали в парк отстоя на станции Андроновка. В результате образовывался ежесуточный порожний пробег 436 км, или 159 140 км в год.
По предложению авторов проекта на станции Белокаменная был открыт пункт оборота для «Ласточек» Московского центрального кольца, способный принимать на отстой уже до девяти поездов в сутки. Кроме того, были организованы условия для начала и окончания рабочей смены сотрудников локомотивных бригад, а также отдыха и прохождения предрейсового медицинского осмотра и инструктажа.
Экономический эффект составил 7,551 млн руб. Проект победил в номинации «Лучший функциональный проект» конкурса по бережливому производству в ОАО «РЖД» в 2022 году.
В новом мультифункциональном проекте речь шла также о сокращении порожнего пробега электропоездов «Ласточка», но уже за счёт организации их экипировки на станции Москва-Пассажирская-Смоленская.
«На заседании проектного офиса по вопросу формирования программы проектов бережливого производства на 2023 год представители участка эксплуатации обозначили потери при следовании электропоездов без пассажиров от конечного остановочного пункта Москва-Пассажирская-Смоленская до моторвагонного депо на станции Подмосковная, – поясняет главный инженер Московской дирекции скоростного сообщения Алексей Водяницкий. – С помощью сделанных расчётов был подтверждён ежесуточный и годовой порожний пробег электропоездов (следование хозяйственными поездами в депо для проведения работ по экипировке состава и обратно под пассажирский поезд сообщением Москва – Смоленск), а также был вычислен расход электроэнергии на тягу поездов».
На следующем этапе реализации проекта его разработчикам предстояло определить оптимальные варианты сокращения порожнего пробега электропоездов. С помощью коллег из участка эксплуатации подвижного состава дирекции и железнодорожной станции Москва-Пассажирская-Смоленская была проведена работа по определению места отстоя электропоездов «Ласточка» в парке станции Москва-Пассажирская-Смоленская, удалось получить необходимую информацию. А специалисты из участка ремонта и экипировки подвижного состава дирекции определили объём работ по организации экипировки в этом парке.
Рабочая группа пересмотрела график оборота электропоездов с учётом отмены четырёх хозяйственных поездов и организовала экипировку.
Изменение технологии при реализации проекта позволило сократить порожний пробег электропоездов «Ласточка» на участке станция Москва-Пассажирская-Смоленская – станция Подмосковная и снизить расход энергии на тягу поездов в хозяйственном движении на участке более чем на 70%. Годовой эффект от реализации проекта составил 6,9 млн руб.
По этой же схеме в I квартале 2023 года в дирекции был реализован аналогичный функциональный проект «Сокращение порожнего пробега электропоездов «Ласточка» за счёт организации их экипировки на станции Черкизово (ТПУ Восточный)» с электропоездами «Ласточка», следующими по маршруту Нижний Новгород – Москва.
В процессе его реализации была организована экипировка электропоездов «Ласточка» на станции Черкизово и пересмотрен график оборота с учётом отмены четырёх хозяйственных поездов, следующих ранее после высадки пассажиров на станцию Кусково для проведения экипировочных работ и обратно на станцию Черкизово.
Изменение технологии после реализации этого предложения позволило сократить порожний пробег электропоездов на участке Черкизово – Кусково и снизить потребление электроэнергии на тягу поездов в хозяйственном движении на участке более чем на 30%. Общий годовой эффект от реализации проекта составил 2,2 млн руб.
По итогам 2023 года проекты были заявлены для участия в конкурсе по бережливому производству, утверждённом распоряжением ОАО «РЖД».
Владимир Горелкин
Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.
Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».