Наш telegram-канал

@Gudok

Подписаться

на e-mail рассылку

Выпуск: № 218 (27798) 27.11.2023
7 полоса Судьба

Верность делу

Верность делу

Сегодня, 27 ноября, исполняется 110 лет со дня рождения Ивана Ивановича Родионова – дважды почётного железнодорожника. Во время Великой Отечественной войны под его руководством работники Бологовского отделения Октябрьской железной дороги обеспечивали движение поездов.

Иван Родионов (слева) на станции Бологое за работой. Июнь 1941 года

Иван Иванович Родионов стоял у истоков формирования ветеранского движения, создавая Всесоюзную общественную организацию ветеранов войны и труда работников железнодорожного транспорта и спецформирований НКПС
Иван Родионов родился в деревне Дальнее Кураково Новгородской области. Его трудовой путь начался на Забайкальской железной дороге в Чите. Туда юношу направили в 1933 году после окончания Ленинградского политехникума путей сообщения им. Ф.Э. Дзержинского. Но вскоре из-за производственной необходимости он вернулся на ОЖД.

В 1930-е годы Иван Родионов работал дежурным по станциям Травково, Топорок, начальником станции Любытино. В 1939 году уже опытного специалиста назначают заместителем начальника (НОД) Бологовского отделения железной дороги. Когда началась Великая Отечественная война, Ивану Ивановичу было 28 лет.

Бомбёжки Бологого начались летом 1941-го и продолжались до февраля 1944 года.
«Немецкие самолёты летят бомбить Москву, но там силы ПВО, защитники Москвы не подпускают фашистских стервятников к столице, – рассказывал Иван Иванович. – По приказу Гитлера самолёты не должны возвращаться с бомбами на аэродромы. В случаях когда «бомбовозы» вермахта не могли прорваться к Москве, немецкие лётчики получали приказы поворачивать на север, лететь на Бологое. Ведь Калинин взят, но с севера Калининский фронт через Бологое надёжно снабжается сибирскими дивизиями, боевой техникой, вооружением. А в глубь страны эвакуируются раненые солдаты, вывозятся оборудование и заводы. За 20 месяцев на маленький город, важный железнодорожный узел Бологое фашисты сбрасывали более десятка авиабомб ежедневно».

Из Бологого железнодорожные пути расходятся на несколько направлений – на Ленинград, Москву, Псков, Великие Луки и Белоруссию. Станция оказалась единственным железнодорожным узлом, обеспечивавшим доставку войск, боеприпасов, горючего сразу к четырём фронтам: Волховскому, Ленинградскому (на севере), Калининскому (на юге) и Северо-Западному (в центре). Несмотря на постоянные обстрелы, гибель и ранения работников, коллектив под грамотным руководством Ивана Родионова в кратчайшие сроки восстанавливал движение поездов.
«Работали без разделения на ранги, – вспоминал ранее на страницах «Гудка» Иван Иванович. – Надо засыпать воронки, разложить шпалы, растянуть рельсы и зашить путь костылями. Я молодой, ну и что, что НОД. Путевым молотком забиваю костыли. И тут опять налетели самолёты. Бомбы с неба посыпались как горох. Одна упала буквально рядом. Взрывом меня засыпало землёй. Как не убило, сам удивляюсь. Товарищи меня откопали из-под земли. Я ощупал себя – даже кости не сломаны. Отряхнул свою шинелишку, схватил молоток и опять начал забивать костыли». Как рассказывал Иван Иванович, благодаря соединительным веткам железнодорожники могли пропускать поезда в обход разбомблённого узла, например из Ярославля и Сонково на Москву. «В 1942 году, когда немцы разбили весь узел, мы применили такую хитрость: пропускали эшелоны из Медведево на Бушевец, оттуда на Бологое-2 на Злинскую ветку и далее на Валдай. И так мы пропустили 12 эшелонов, позволив нашим танкистам под Валдаем практически на передовой прямо с платформ идти в бой», – вспоминал он.

За личное мужество при обеспечении бесперебойного движения поездов и образцовое выполнение заданий военного командования Иван Родионов в 29 лет был награждён орденом Ленина. Кстати, станция Бологое, единственная железнодорожная станция на сети дорог СССР, была награждена орденом Отечественной войны I степени.

После окончания войны Ивана Ивановича направили в Забайкальский военный округ уполномоченным Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) по обеспечению перевозок советских войск на восточном театре военных действий. В 1945 году, с начала войны с Японией, вместе с наступающими войсками он участвовал в восстановлении и перешивке на 1524 мм колеи железных дорог Маньчжурии и Китая.

В апреле 1946-го Ивана Родионова назначают руководителем Дальневосточного эксплуатационного района Китайской Чанчуньской железной дороги и направляют в советскую зону Порт-Артур и Дальний для организации погрузки трофейного имущества и возврата порожняка.

В августе 1953 года железнодорожнику было присвоено звание генерал-директора движения 3-го ранга. В этом же году его назначают начальником инспекции при министре путей сообщения СССР, где Иван Иванович проработал более 30 лет до выхода на заслуженный отдых. В 1980-е годы он стоял у истоков формирования ветеранского движения, создавая Всесоюзную общественную организацию ветеранов войны и труда работников железнодорожного транспорта и спецформирований НКПС.

С 1991 по 1996 год Иван Иванович возглавлял Центральный совет ветеранов войны и труда работников железнодорожного транспорта и спецформирований НКПС СССР. Благодаря его работе в архивах, сотрудничеству с Министерством обороны СССР, работе в Совете министров СССР было принято историческое решение: работников спецформирований НКПС уравняли в правах с участниками Великой Отечественной войны.

Поддержкой для Иван Ивановича была его семья. Сын Владимир родился в августе 1942 года в Бологом. Впоследствии он окончил авиационный институт и работал по профессии. А дочь Наталия (родилась в 1948 году в Китае) решила связать свою жизнь с железной дорогой. На пенсию она ушла с должности заместителя начальника производственного отдела Главного вычислительного центра – филиала ОАО «РЖД». В этом филиале она проработала всю жизнь.
«Папа был домашним, семейным человеком. Он был очень активным как на работе, так и в обычной жизни, – вспоминает Наталия Зверева. – Любил шахматы, читал стихи, зимой катался на лыжах. Помню, обедать он всегда приходил домой – мама следила за его правильным питанием. Уже выйдя на пенсию, он каждое утро выходил на пробежку в парк «Сокольники». Когда появились внучки, с удовольствием занимался с ними».

Внучка Екатерина стала физиком, Надежда – юристом. У Ивана Ивановича трое правнуков и одна правнучка.

Иван Родионов умер 6 мая 1999 года, похоронен на Троекуровском кладбище. В 2015 году остановочный пункт 318-й км ОЖД был переименован в его честь, а на вокзале станции Бологое установлена мемориальная доска. Именем почётного гражданина города Бологое и почётного железнодорожника Ивана Родионова назвали и одну из улиц населённого пункта.

Виктория Гаджиева


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».

календарь

календарь