Сегодня, 27 ноября, исполняется 110 лет со дня рождения Ивана Ивановича Родионова – дважды почётного железнодорожника. Во время Великой Отечественной войны под его руководством работники Бологовского отделения Октябрьской железной дороги обеспечивали движение поездов.


В 1930-е годы Иван Родионов работал дежурным по станциям Травково, Топорок, начальником станции Любытино. В 1939 году уже опытного специалиста назначают заместителем начальника (НОД) Бологовского отделения железной дороги. Когда началась Великая Отечественная война, Ивану Ивановичу было 28 лет.
Бомбёжки Бологого начались летом 1941-го и продолжались до февраля 1944 года.
«Немецкие самолёты летят бомбить Москву, но там силы ПВО, защитники Москвы не подпускают фашистских стервятников к столице, – рассказывал Иван Иванович. – По приказу Гитлера самолёты не должны возвращаться с бомбами на аэродромы. В случаях когда «бомбовозы» вермахта не могли прорваться к Москве, немецкие лётчики получали приказы поворачивать на север, лететь на Бологое. Ведь Калинин взят, но с севера Калининский фронт через Бологое надёжно снабжается сибирскими дивизиями, боевой техникой, вооружением. А в глубь страны эвакуируются раненые солдаты, вывозятся оборудование и заводы. За 20 месяцев на маленький город, важный железнодорожный узел Бологое фашисты сбрасывали более десятка авиабомб ежедневно».
Из Бологого железнодорожные пути расходятся на несколько направлений – на Ленинград, Москву, Псков, Великие Луки и Белоруссию. Станция оказалась единственным железнодорожным узлом, обеспечивавшим доставку войск, боеприпасов, горючего сразу к четырём фронтам: Волховскому, Ленинградскому (на севере), Калининскому (на юге) и Северо-Западному (в центре). Несмотря на постоянные обстрелы, гибель и ранения работников, коллектив под грамотным руководством Ивана Родионова в кратчайшие сроки восстанавливал движение поездов.
«Работали без разделения на ранги, – вспоминал ранее на страницах «Гудка» Иван Иванович. – Надо засыпать воронки, разложить шпалы, растянуть рельсы и зашить путь костылями. Я молодой, ну и что, что НОД. Путевым молотком забиваю костыли. И тут опять налетели самолёты. Бомбы с неба посыпались как горох. Одна упала буквально рядом. Взрывом меня засыпало землёй. Как не убило, сам удивляюсь. Товарищи меня откопали из-под земли. Я ощупал себя – даже кости не сломаны. Отряхнул свою шинелишку, схватил молоток и опять начал забивать костыли». Как рассказывал Иван Иванович, благодаря соединительным веткам железнодорожники могли пропускать поезда в обход разбомблённого узла, например из Ярославля и Сонково на Москву. «В 1942 году, когда немцы разбили весь узел, мы применили такую хитрость: пропускали эшелоны из Медведево на Бушевец, оттуда на Бологое-2 на Злинскую ветку и далее на Валдай. И так мы пропустили 12 эшелонов, позволив нашим танкистам под Валдаем практически на передовой прямо с платформ идти в бой», – вспоминал он.
За личное мужество при обеспечении бесперебойного движения поездов и образцовое выполнение заданий военного командования Иван Родионов в 29 лет был награждён орденом Ленина. Кстати, станция Бологое, единственная железнодорожная станция на сети дорог СССР, была награждена орденом Отечественной войны I степени.
После окончания войны Ивана Ивановича направили в Забайкальский военный округ уполномоченным Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) по обеспечению перевозок советских войск на восточном театре военных действий. В 1945 году, с начала войны с Японией, вместе с наступающими войсками он участвовал в восстановлении и перешивке на 1524 мм колеи железных дорог Маньчжурии и Китая.
В апреле 1946-го Ивана Родионова назначают руководителем Дальневосточного эксплуатационного района Китайской Чанчуньской железной дороги и направляют в советскую зону Порт-Артур и Дальний для организации погрузки трофейного имущества и возврата порожняка.
В августе 1953 года железнодорожнику было присвоено звание генерал-директора движения 3-го ранга. В этом же году его назначают начальником инспекции при министре путей сообщения СССР, где Иван Иванович проработал более 30 лет до выхода на заслуженный отдых. В 1980-е годы он стоял у истоков формирования ветеранского движения, создавая Всесоюзную общественную организацию ветеранов войны и труда работников железнодорожного транспорта и спецформирований НКПС.
С 1991 по 1996 год Иван Иванович возглавлял Центральный совет ветеранов войны и труда работников железнодорожного транспорта и спецформирований НКПС СССР. Благодаря его работе в архивах, сотрудничеству с Министерством обороны СССР, работе в Совете министров СССР было принято историческое решение: работников спецформирований НКПС уравняли в правах с участниками Великой Отечественной войны.
Поддержкой для Иван Ивановича была его семья. Сын Владимир родился в августе 1942 года в Бологом. Впоследствии он окончил авиационный институт и работал по профессии. А дочь Наталия (родилась в 1948 году в Китае) решила связать свою жизнь с железной дорогой. На пенсию она ушла с должности заместителя начальника производственного отдела Главного вычислительного центра – филиала ОАО «РЖД». В этом филиале она проработала всю жизнь.
«Папа был домашним, семейным человеком. Он был очень активным как на работе, так и в обычной жизни, – вспоминает Наталия Зверева. – Любил шахматы, читал стихи, зимой катался на лыжах. Помню, обедать он всегда приходил домой – мама следила за его правильным питанием. Уже выйдя на пенсию, он каждое утро выходил на пробежку в парк «Сокольники». Когда появились внучки, с удовольствием занимался с ними».
Внучка Екатерина стала физиком, Надежда – юристом. У Ивана Ивановича трое правнуков и одна правнучка.
Иван Родионов умер 6 мая 1999 года, похоронен на Троекуровском кладбище. В 2015 году остановочный пункт 318-й км ОЖД был переименован в его честь, а на вокзале станции Бологое установлена мемориальная доска. Именем почётного гражданина города Бологое и почётного железнодорожника Ивана Родионова назвали и одну из улиц населённого пункта.
Виктория Гаджиева
Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.
Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».