Минтранс не планирует вносить изменения в Перечень видов грузов повышенной опасности в области железнодорожного транспорта. По мнению операторов рынка, сейчас этот список оптимально сбалансирован.
1 апреля 2024 года вступят в силу изменения в Устав железнодорожного транспорта РФ, принятые в конце октября 2023-го. По ним полномочия на составление и утверждение Перечня видов грузов повышенной опасности переходят от Правительства РФ к Министерству транспорта РФ.Сегодня в него внесены различные токсичные, легковоспламеняющиеся, взрыво- и пожароопасные, окисляющиеся, едкие вещества и жидкости (в том числе и газы). Наиболее массовые опасные грузы, которые перевозятся по железной дороге, – это традиционные источники энергии, такие как нефть, нефтепродукты, углеводородное топливо, сжиженные углеводороды, а также метанол и сельскохозяйственные удобрения. Изменения в перечне напрямую затрагивают деятельность операторов рынка, которые обязаны уведомить Федеральную службу по надзору в сфере транспорта о начале работ по перевозке и погрузке-разгрузке опасных грузов на железнодорожном транспорте.
Как рассказали «Гудку» в Центре фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО «РЖД», закон разработан для оптимизации полномочий Правительства РФ и повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти. «ЦФТО к проработке данной инициативы не привлекался», – отметил начальник Управления коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ЦФТО ОАО «РЖД» Сергей Шадрин.
По словам директора по грузовому транспорту и логистике Центра экономики инфраструктуры Игоря Смирнова, представители Минтранса и ранее принимали активное участие в формировании данного списка, а сейчас речь идёт, скорее всего, о перераспределении ответственности. «Передача полномочий связана с тем, чтобы перечень можно было легче менять. Документы Минтранса более гибкие», – считает исполнительный директор СРО Ассоциация «Промжелдортранс» Александр Маняхин.
По мнению операторов и экспертов рынка, в настоящее время перечень достаточно сбалансирован. «Список и так хорошо сформирован, опираясь на реальный опыт перевозок опасных грузов всех стран – участниц соглашения, его составляли специалисты в контакте с бизнесом, разбирали кейсы», – сообщил генеральный директор информационного агентства «Танк-контейнер ворлд», председатель комиссии Российского союза химиков по танк-контейнерным перевозкам Кирилл Болтаев.
Александр Маняхин отметил, что перечень оптимален и от компаний – членов ассоциации негативных комментариев по его действующей редакции не поступало.
«У нас в стране и так довольно строгие законы по транспортной безопасности, главное – не ужесточать их. Действует принцип «Не трогай то, что и так работает», – говорит Кирилл Болтаев.
Игорь Смирнов допускает, что в перспективе перечень может поменяться. Минтранс обладает наиболее полной информацией о существующих грузопотоках и может корректнее оценивать последствия принятия решений относительно изменений в рассматриваемом документе. При этом с содержательной точки зрения корректировки будут минимальны. «Поправки могут потребоваться с учётом изменения товарной структуры потоков в будущем», – отмечает эксперт.
Например, в начале текущего года эксперты транспортного рынка отмечали переориентацию перевозок аммиака на железнодорожный и автомобильный транспорт. Такая тенденция в большей степени была связана с остановкой работы аммиакопровода Тольятти – Одесса. При этом изменилась география поставок – на смену западным покупателям пришли предприятия Китая, Южной Америки и Африканского континента. Переориентация грузовых потоков с запада на юг и восток отразилась и на структуре заказов подвижного состава. В Минтрансе «Гудок» заверили, что «изменения в перечень в связи с принятием Федерального закона № 503-ФЗ вносить не планируется».
Сергей Волков
Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.
Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».