Наш telegram-канал

@Gudok

Подписаться

на e-mail рассылку

Выпуск: № 224 (27804) 05.12.2023
5 полоса Репортаж

Добраться до ядра возможных проблем

Добраться до ядра возможных проблем

Западно-Сибирская химико-техническая лаборатория 1 января 2024 года отметит десятилетие в качестве отдельного структурного подразделения железной дороги. Корреспонденты «Гудка» увидели, как работа лаборатории на станции Новосибирск-Главный обеспечивает безопасность движения.

Важное звено перевозок

Первой на Западно-Сибирской дороге была химическая лаборатория, открытая в 1899 году на станции Омск. Тогда, на рубеже XIX–XX веков, железнодорожники проверяли качество воды и угля для паровозов, анализировали состав вещества для пропитки деревянных шпал.

Качество горючего для заправки тепловоза требует всестороннего изучения.
Инженер Владимир Телятников проверяет структуру металла.
За почти 125 лет лаборатория разрослась, расширился её функционал. «Сегодня в 12 подразделениях на полигоне дороги проводятся испытания около 260 наименований продукции, веществ и материалов: от угля и дизтоплива до цемента и песка для строительства объектов инфраструктуры. Это важное звено перевозочного процесса и обеспечения его безопасности», – подчёркивает главный инженер ЗСЖД Андрей Черевко.

Начальник Западно-Сибирской химико-технической лаборатории Светлана Сысоева – руководитель молодой, в должности всего два года, а общий стаж на дороге – более 13 лет. Она ведёт нас в помещение, куда поступают обращения заказчиков.

Лаборант Ирина Плахотная принимает пробы, а также выдаёт результаты исследований или испытаний. Здесь же заказчик может получить консультацию, как правильно предоставлять образцы.

Следующее помещение – зал анализа нефтепродуктов. Тут работают опытные, высококвалифицированные специалисты. Лаборант Елена Рожкова в настоящий момент проводит анализ проб очередной партии дизтоплива на вязкость.

Она трудится в лаборатории более 30 лет. Начинала экипировщиком локомотивов и приёмосдатчиком груза и багажа на станции Инская. Затем перевелась в лабораторию при местном локомотивном депо, а после реорганизации, когда лаборатории отделились в самостоятельное подразделение, работает на станции Новосибирск-Главный.

По соседству, в лабораторном зале испытания угля, встречаем инженера 2-й категории Надежду Бардину. Её железнодорожный стаж – 31 год, и она – продолжатель династии.

«Папа трудился машинистом, затем был машинистом-инструктором, – рассказывает Надежда. – Мама – в лаборатории при локомотивном депо. Она брала меня с собой на работу. Мне нравился этот волшебный мир исследований, колб, приборов... Вот и решила продолжить мамино дело. Да и отец тоже всегда говорил, что железная дорога – это надёжно».

«У нас довольно стабильный коллектив, – добавляет Светлана Сысоева. – В среднем люди трудятся по 20 лет и более. И династии не редкость. К примеру, в химико-технической лаборатории на станции Карасук работает Ирина Капустина. Она пришла на смену своей мамы, а недавно её наградили знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте. 30 лет».


Современное оборудование и мини-цех

В зале спектрального анализа проводят диагностирование и прогнозирование остаточного ресурса моторных масел и дизтоплива. Здесь также проверяют инструмент и испытывают металлы, поступающие на ЗСЖД.

Атомно-эмиссионной спектроскопией занимается инженер 2-й категории Владимир Телятников.

В его же ведении зал физико-механических испытаний и пробоподготовки. Это эдакий мини-цех, где стоят фрезеровочный, сверлильный, шлифовальный и отрезной станки, с помощью которых инженер готовит небольшие темплеты (образцы) металла для определения их химического состава. Как отмечает Владимир Телятников, здесь проходят испытания рельсы, тормозные колодки, устройства автосцепки.
«Часть оборудования получена по инвестпрограмме ОАО «РЖД» в рамках переоснащения химико-технических лабораторий», – дополняет Светлана Сысоева.

Наконец, мы приходим на топливный склад Главного материального склада Западно-Сибирской дирекции снабжения. Тут сотрудники лаборатории проверяют дизтопливо перед экипировкой тепловозов.
«Мы замеряем плотность и температуру дизтоплива в пробе, взятой из раздаточного пистолета, которым заправляют локомотив, – рассказывает Надежда Бардина. – Параллельно смотрим на наличие воды и механических примесей. Если требуется, берём пробы для анализа в лабораторию. Заправка тепловоза подозрительным горючим не допускается».

Ежегодно в Западно-Сибирской химико-технической лаборатории анализируется свыше 300 тыс. проб. Её сотрудники ставят надёжный заслон поступлению на дорогу некачественной продукции. Значит, снижаются риски выхода из строя узлов и агрегатов подвижного состава, а также отказов технических средств, тем самым обеспечивается безопасность перевозочного процесса.

Олег Таран, Новосибирск
Фото Михаила Пермина / ИД «Гудок»


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».

календарь

календарь