Наш telegram-канал

@Gudok

Подписаться

на e-mail рассылку

Выпуск: № 229 (27809) 12.12.2023
3 полоса Исследование

Вывезут технологические меры

По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), по базовому сценарию прирост грузов в экономике до 2030 года составит более 400 млн тонн. Достичь таких показателей возможно при условии отсутствия инфраструктурных ограничений.

Дефицит мощностей

В декабре ИПЕМ представил прогноз развития отраслей экономики, продукция которых составляет основу грузовой базы железнодорожного транспорта, до 2030 года. По отдельным отраслям, таким как производство удобрений и лесная промышленность, объёмы производства возможно нарастить на 40–50%, производство строительных материалов и угля – на 18–20%. Сдерживающим фактором остаётся недостаточная пропускная способность сети ОАО «РЖД», подчёркивают эксперты. «Сегодня по темпам погрузки на сети ОАО «РЖД» невозможно делать выводы о состоянии экономики, поскольку предприятия предъявляют к перевозке больший объём грузов, их производственные планы значительно превышают возможности железных дорог», – отметил заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук в ходе презентации доклада на XXI международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнёрство».

При составлении прогноза специалисты ИПЕМ ориентировались на государственные стратегии и инвестиционные планы компаний. Согласно докладу, до 2030 года прирост мощностей портовой инфраструктуры составит около 400 млн тонн. Так, на Северо-Западе они увеличатся на 143 млн тонн, в портах Юга – на 50 млн тонн, а порты Дальнего Востока прибавят дополнительно 211 млн тонн. «Железнодорожная инфраструктура так сильно не вырастет, сейчас уже наблюдается профицит портовых мощностей. В портах Дальнего Востока профицит перевалочных мощностей составляет 81,4 млн тонн из 231 млн тонн. При таком развитии разница в пропускной способности между железной дорогой и портами будет ещё больше», – говорит эксперт.

По мнению Владимира Савчука, в настоящее время государство и ОАО «РЖД» инвестируют в комплексное развитие железнодорожной инфраструктуры: в 2024 году инвестпрограмма ОАО «РЖД» составит 1,27 трлн руб. Но эти меры принесут пользу только в долгосрочной перспективе.


Точечные решения

Решить проблему повышения пропускной и провозной способности в краткосрочной перспективе помогут точечные технологические решения. Например, оптимизация технологии работы локомотивов и графика движения поездов, увеличение весовых норм и локальное развитие железнодорожной инфраструктуры, требующее не столь значительного объёма инвестиций. Так, Владимир Савчук предложил развивать дополнительные возможности станции Слюдянка (ВСЖД), сделать обход станции Хабаровск (ДВЖД).
«В адрес портов Находки сегодня доезжают поезда весом 6,8 тыс. тонн, хотя БАМ и Транссиб уже рассчитаны на универсальную норму
7,1 тыс. тонн, ограничением выступает участок Смоляниново – Находка (ДВЖД). Если построить определённые обходы, можно довозить поезда весом 7,1 тыс. тонн», – отметил Владимир Савчук.

Ещё одним инструментом, с помощью которого можно разгрузить Восточный полигон, он назвал субсидирование перевозок. С момента предоставления субсидий, а именно с июля 2023 года, по октябрь объём отправок лесных грузов через порты Северо-Запада вырос в 2,8 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.



Сергей Волков


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».

календарь

календарь