Моторное масло М-6з/14Д2К производства ООО «НПП КВАЛИТЕТ» испытано и допущено к применению на дизелях АО «Коломенский завод».
Сегодня ОАО «РЖД» и промышленные предприятия для маневровых работ широко используют тепловозы, оснащённые высоконагруженными мощными дизельными двигателями. Ежегодная потребность РЖД составляет порядка 3 млн тонн дизельного топлива, цена на него постоянно растёт, что делает для компании актуальным вопрос экономии топлива.Основной механизм действия энергосберегающих смазочных материалов – это снижение потерь на трение. В составе таких продуктов должна быть эффективная композиция присадок, обеспечивающих надёжный режим смазки в условиях граничного трения, и базовое масло, обладающее оптимальными вязкостно-температурными характеристиками и обеспечивающее надёжную смазку двигателя.
Мировой опыт показывает, что перспективным является применение загущенных смазочных материалов, обладающих лучшими вязкостными характеристиками в сравнении с незагущенными (М-14Г2ЦС, М-14Д2Л), применяемыми в настоящее время на ОАО «РЖД».
ООО «НПП КВАЛИТЕТ» является российским разработчиком и производителем присадок, пакетов присадок и смазочных материалов для специальной техники. Компания представляет новую разработку – масло М-6з/14Д2К, которое обеспечивает экономию топлива и увеличивает ресурс двигателя.
В 2012–2013 годах на ОАО «РЖД» проведены эксплуатационные испытания масла М-6з/14Д2 на тепловозах 2ТЭ10МК с дизелями 1А-5Д49 (в грузовом движении по четыре единицы в опытной и контрольной группах) в депо Улан-Удэ Восточно-Сибирской дирекции тяги. Результаты показали снижение расхода топлива в среднем на 2,9% в сравнении с применяемым незагущенным маслом М-14Г2ЦС.
В 2019 году в АО «ВНИКТИ» были проведены реостатные испытания на тепловозе ТЭ116 с дизелем 1А-5Д49 для оценки расхода топлива на режимах холостого хода и при нагружении дизеля по тепловозной характеристике. Испытания подтвердили энергосберегающие свойства масла.
В 2021 году компания представила усовершенствованную формулу энергосберегающего масла М-6з/14Д2К. При создании нового масла использованы модифицированная загущающая присадка и уникальный модификатор трения, разработанный в научно-исследовательской лаборатории компании.
«Масло М-6з/14Д2К за счёт улучшенных вязкостных, антиокислительных и антифрикционных свойств снижает потери на трение, расход топлива и увеличивает ресурс работы двигателя», – говорит председатель правления Группы компаний «КВАЛИТЕТ», доктор технических наук, профессор Александр Меджибовский.
Испытания продукта в объёме лабораторно-стендового комплекса были проведены в Инжиниринговом центре двигателестроения «Трансмашхолдинга» (ООО «ИЦД ТМХ»).
Они показали, что масло М-6з/14Д2К по вязкостным характеристикам, эксплуатационному потенциалу, оцениваемому по стойкости к термоокислению, моющим и противоизносным свойствам по отношению к бронзе в паре трения сталь-бронза, по воздействию на уплотнительные материалы отвечает всем требованиям АО «Коломенский завод».
При этом на машине трения получены результаты значительно лучше в сравнении с применяемым в настоящее время в структурах ОАО «РЖД» маслом М-14Г2ЦС и наилучшие результаты за всю историю проведения испытаний смазочных масел на установке (ниже границ типичного поля износа).
Оценка топливной экономичности масла М-6з/14Д2К была проведена в ООО «ЦЕЛЬСИЙ-ПРОФ» на специализированном моторном стенде, оснащённом двигателем «КАМАЗ 740.30-260». Моторный стенд был оборудован в соответствии с требованиями ГОСТ 14846 «Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний». Сравнительные испытания проводились на трёх марках масел – М-14Д2, М-6з/14Д2, М-6з/14Д2К. Здесь оценивалось влияние свойств масел на эксплуатационные характеристики двигателя, в том числе часовой расход топлива.
При работе на масле М-6з/14Д2К зафиксировано снижение расхода топлива на 7%. Аналогичные результаты получены при проведении сравнительных испытаний в МГТУ им. Н.Э. Баумана на экспериментальном стенде, оснащённом дизельным двигателем ММЗ-3LD, в течение 34 часов (эквивалент 3000 км пробега).
По результатам испытаний подтверждено, что загущенное энергосберегающее масло М-6з/14Д2К, выработанное с применением загущающей присадки и пакета присадок К-472 марки Т, обладает уникальными противоизносными свойствами и обеспечивает экономию топлива на уровне 7% в сравнении с незагущенным маслом М-14Г2ЦС, применяемым в настоящее время на подвижном составе ОАО «РЖД».
С учётом суммарного объёма испытаний, проведённых на маслах М-6з/14Д2 и М-6з14Д2К, и их взаимозаменяемости АО «Коломенский завод» рекомендует масло М-6з14Д2К к эксплуатации на дизельных двигателях типа Д49 производства АО «Коломенский завод». В среднем применение загущенного масла даёт экономию в эксплуатации одного тепловоза порядка 1 млн руб. в год, что при парке ОАО «РЖД» порядка 10 000 единиц техники может обеспечить суммарную экономию около 10 млрд руб. в год.
Внедрение масла М-6з/14Д2К к применению на тяжелонагруженных дизельных двигателях позволит обеспечить значительное снижение затрат на эксплуатацию подвижного состава.
Игнат Вьюгин
Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.
Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».