Во время IV Железнодорожного съезда президент РФ Владимир Путин открыл для движения поездов двухпутный электрифицированный Керакский тоннель.
Строительство сооружения стоимостью почти 14,7 млрд руб. велось с 2021 года. По характеристикам тоннель уникален не только для Дальнего Востока, но и для всей страны. Он стал самым протяжённым среди аналогичных сооружений ЗабЖД (926 м).Ранее действовавший тоннель длиной 910 м, построенный в начале XX века, исчерпал запас прочности. В 2010 году после нескольких этапов работ по осушению и ликвидации негабаритных мест он был признан дефектным из-за обводнённости, трещин на сводах и наледи в междупутье в холодное время года. С 2013 года на всём протяжении тоннеля действовали длительное предупреждение для локомотивных бригад на опускание токоприёмников и ограничение скорости.
Между тем тоннель находится на стратегически важном грузонапряжённом участке. В среднем здесь проходило 77 пар поездов в сутки, спецпоезда доставляли негабаритные грузы на космодром Восточный.
Строительство нового Керакского тоннеля стартовало в рамках программы по увеличению пропускной и провозной способности Транссиба. Генеральным проектировщиком выступило АО «Росжелдорпроект», проект выполнил институт «Сибгипротранспуть». Подрядчиком стало АО «Бамстроймеханизация», исполнителем – ООО «СпецСитиСтрой». В работах задействованы около 500 человек и более 100 единиц спецтехники.
Строительство развернулось в 25 м от действующего тоннеля и велось вахтовым методом круглосуточно. Проходка была завершена 21 июня 2022 года, и строители приступили к укладке пути и монтажу контактной сети. Соорудили две припортальные выемки, смонтировали более 10 км контактной сети, проложили более 117 км сетей связи, сигнализации и автоблокировки.
Новый Керакский тоннель стал единственным объектом Восточного полигона с инновационным верхним строением пути – безбалластной конструкцией пониженного шумоподавления на жёстком основании системы Low Vibration Track, на железобетонных полушпалах в резиновых чехлах с рельсовыми скреплениями типа «Фоссло». Такое решение снижает вибрацию и динамическое воздействие на своды тоннеля, соответствует существующим и перспективным нагрузкам. С вводом тоннеля в эксплуатацию выросла пропускная способность участка Магдагачи – Сковородино.
Константин Чиров, Чита
Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.
Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».