Наш telegram-канал

@Gudok

Подписаться

на e-mail рассылку

Выпуск: № 13 (27835) 31.01.2024
6 полоса Регулирование

Движение по свистку

Движение по свистку

«Положение о сигналах на железных дорогах» – первый нормативный документ, регулирующий железнодорожную сигнальную систему. Оно было утверждено министром путей сообщения Российской империи Алексеем Бобринским.

В первые десятилетия

существования железных дорог для обеспечения безопасности движения работники подавали сигналы поездам вручную – использовались флажки, фонари, рожки, колокола. На первой железной дороге России – Царскосельской – вопрос о безопасности движения и предупредительных сигналах был решён с помощью оптических телеграфов, которые представляли собой высокие деревянные столбы с закреплёнными на них шарами.

Телеграфные посты находились через одну-две версты друг от друга. Сигналы подавались днём чёрными и белыми шарами, а ночью – красными и зелёными фонарями.

К 60-м годам XIX века были заложены основные принципы сигнализации. В 1859–1860 годах на железной дороге стали появляться красные сигнальные диски, которые были надолго приняты в качестве основного вида входных станционных сигналов. На стойку высотой 3,5–4 м прикреплялся подвижный железный круг, окрашенный со стороны приближающегося поезда в красный, а с обратной стороны – в белый цвет. В диске имелось отверстие, закрытое стеклом, за которым находился фонарь. Перед ними устанавливались столбы высотой 6–8 м с деревянными дисками зелёного цвета и фонарями. Они ставились за 460–750 м и предупреждали поезд о главном сигнале торможения.

В 1873 году Министерство путей сообщения издало первое положение о сигналах, обязательное для всех железных дорог страны. Оно санкционировало применение красных и зелёных дисков.

Вместе с тем допускались и семафоры, которыми обозначались свободный путь, необходимость остановки, отправление и прибытие поезда на станцию. Семафоры устанавливались справа от пути, иногда подвижным крылом на путь, иногда – в поле. С помощью цветного фонаря и крыла они подавали необходимые знаки предупреждения машинистам паровозов.

Согласно правилам, станция с каждой стороны должна быть ограждена двумя сигналами. Один устанавливается непосредственно перед входом на станцию, а другой – на определённом расстоянии впереди, в виде дальнего сигнала. Если расстояние между сигналами невелико и местность позволяла, оба сигнала связывались проволочной тягой, чтобы сторож мог перевести их одновременно, той же рукояткой. Если же по местным условиям такого соединения устроить было нельзя, оба сигнала следовало связать таким образом, чтобы дальний можно было установить для пропуска поезда лишь после того, как в это положение будет приведён главный сигнал.

Каждая входная стрелка на главном пути снабжалась фонарём, укреплённым на вращающемся вместе с ней столбе. Его зажигали ночью или в туман. Фонарь служил для указания положения, в которое поставлена стрелка.

Важное место в организации движения занимали паровозные и кондукторские свистки, которые начали употреблять с первых дней эксплуатации Царскосельской железной дороги. Впоследствии такая система применялась на всех дорогах империи. При этом специальных свистков для железных дорог не разрабатывалось: использовались те, которыми пользовались, например, городовые.

В начале ХХ века правила использования свистков на всех железных дорогах упорядочили. Сигналы подавались главным кондуктором или при маневрах на станциях составителями поездов и сцепщиками вагонов. Сигналы свистком имели следующие значения: один протяжный – приказ машинисту дать ход вперёд и одновременно дать паровозным свистком сигнал отправления поезду, два протяжных свистка – приказ машинисту дать ход назад, три коротких – остановить поезд.

В 1920–1930-х на дорогах стали появляться светофоры. Железнодорожный светофор – устройство для видимой сигнализации, подающее сигналы в любое время суток светом огней (цветом, миганием, числом, расположением огней). Как правило, показание светофора предназначено для локомотивной бригады. Железнодорожные светофоры используют для регулирования движения поездов, маневровых составов, а также регулирования скорости роспуска с сортировочной горки.


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».

календарь

календарь