Наш telegram-канал

@Gudok

Подписаться

на e-mail рассылку

| 06.02.2015
4 полоса

В те первые годы

В те первые годы

Юговосточники всегда находились в авангарде событий

06.02.2015
Владеть землёй имеем право…

Активизация рабочего движения на ЮВЖД пришлась на пору Октября.

27 ноября 1917 года на втором делегатском съезде был организован Главный военно-революционный комитет дороги (ЛНР).

На местах были созданы районные ревкомы.

Задачи комитетов: контроль над административно-техническим составом дороги, наблюдение за её политической прослойкой, ведение агитации, пропаганды и организации революционных транспортников.

Работа съезда протекала около двух месяцев.

15 марта 1918 года коллегия пяти (Комиссаров, Рыжов, Сачко, Черных, Савченко) заявила, что вступает в исполнение обязанностей управляющего ЮВЖД Рогинского (впоследствии оставлен в должности главного инженера по технической работе).

Ему было предложено заслушать «декларацию прав трудящихся» и передать кабинет в распоряжение коллегии пяти.

По свидетельству журнала «Железный Путь» (№ 17, 1923 г.), они «смело отрешили от власти слугу капитала, следствием чего последовали распоряжения о проведении в жизнь 8-часового рабочего дня, об увеличении заработной платы и так далее».

Уже на первых порах коллегия пяти столкнулась «с сильнейшими противодействиями большинства руководящего технического персонала».

А работа была сложнейшая – нужно перевозить демобилизованных солдат старой армии, перебрасывать отряды Красной гвардии, поддерживать прочную связь с центрами Советской власти.

Укрепление этой власти, в условиях борьбы с внутренними и внешними врагами, которые хотели реставрировать существовавший режим, требовало огромного напряжения сил.

Опасность шла не только от врагов. Рухнула экономика, и, в первую очередь, пострадал её становой хребет – железнодорожный транспорт.

Бюджет российских железных дорог стал дефицитным и достиг к концу 1918 года невиданный суммы – восьми миллиардов рублей.

Техническое состояние ЮВЖД оказалось крайне тяжёлым. Паровозов было – 1052, из них больных – 410, или 39 процентов. Наличный парк вагонов – 32905, в том числе больных 2225. При этом под жильём и «прочими надобностями» – 7825. Рабочий парк, таким образом, составлял 22855 вагонов.

А разрушение станций, телеграфной связи, отсутствие топлива, нехватка материалов, технического оборудования, саботаж так называемых спецов и целый ряд других причин вызывали неподдающиеся определению трудности работы.

Сила единства

10 февраля 1919 года полпреды профессиональных ячеек на ЮВЖД собрались на свой первый съезд.

Его делегаты приняли постановление, в котором подчеркнули: «Всю организационную работу проводить по районам по принципу единого производственного союза».

Для ведения дела избрано временное бюро и решено «все средства различных секций, находящихся в Главной кассе, снять со счетов этих секций и перевести на счёт единого профессионального производственного союза ЮВЖД».

Вступление в союз было признано обязательным для каждого работника дороги. На этом основании съезд постановил: «впредь 1-процентный вычет производить в единый союз со всех служащих, мастеровых и рабочих ЮВЖД независимо от занимаемой должности».

Этими решениями было положено начало новой истории профдвижения на дороге.

3 апреля 1919 года на заседании ЛНР был заслушан проект организации участковых правлений производственного союза на ЮВЖД, зачитанный Савельевым. Их организация – посредством съезда делегатов секций данного участка. Состав форума – один делегат от 200 членов каждой секции. Число участковых правлений – семь: Воронежское, Грязинское, Елецкое, Борисоглебское, Лискинское, Валуйское, Царицынское.

Выделенное съездом оргбюро стало существовать наряду с Главным военно-революционным комитетом.

Однако вскоре выяснилось: в практической работе их преследовали конфликты – кто должен быть хозяином дороги? Тем не менее, работники ревкомов приняли деятельное участие в строительстве единого профсоюза.

В июне-июле 1919 года комитеты были ликвидированы.

По освобождении дороги от белогвардейцев профсоюз ожил и стал строиться по районной системе.

Созванный в августе 1920-го районный съезд принял окончательное решение о замене районной системы дорожной.

В октябре председателем доркпрофсожа стал Есиков.

Об этом человеке, уроженце Борисоглебска, который в 24 года отроду взвалил на свои плечи нелёгкие обязанности первого руководителя профсоюзной организации ЮВЖД, ничего, кроме фамилии, не было известно. Только на днях, благодаря предпринятым поискам, в распоряжении редакции оказались несколько любопытных документов, относящихся к его жизни и деятельности. Рассказ об этом – в ближайшем номере.

Следует отметить, что в это время число членов союза, по причине сокращений штата, значительно уменьшилось: в 1921-м – более 77 тысяч человек, спустя два года – около 37 тысяч.

Дорожное объединение выдвинуло широкую программу преобразований. В частности, в его рядах не должно быть неграмотных.

В 1923-м был произведён учёт этой категории – 2472 человека. Для обучения их предложено открыть по всей линии 77 школ и 121 пункт по ликвидации неграмотности. В смете (по ставкам января) испрашивалось: на содержание личного состава – 146874 рубля, учебные пособия – 65021 и на хозяйственные расходы – 46614 рублей.

Наряду с привитием грамотности своим членам предметом забот и усилий профсоюз ставил поднятие производительности труда на транспорте, повышение эффективности производства.
Виктор Минаков

календарь

календарь