Наш telegram-канал

@Gudok

Подписаться

на e-mail рассылку

№ 30 | 05.08.2022
5 полоса

Летопись Горьковской железной дороги

04.08.2022
1857, 26 января – Александр II подписал указ о строительстве Московско-Нижегородской железной дороги.

1861, 14 июня – Открыто движение на первом участке дороги Москва – Владимир.

1862, 1 августа – В 15 часов отправился первый поезд по линии Нижний Новгород – Москва. Этот день принято считать точкой отсчёта в истории Горьковской железной дороги.

1867 – В Ковровских Центральных мастерских Московско-Нижегородской железной дороги построен первый отечественный пассажирский вагон.
1877 – В Нижнем Новгороде открыт первый в России шпалозавод.

1880 – Открыта линия Ковров – Муром.

1892 – Завершена прокладка второго пути между Москвой и Нижним Новгородом.

1893, 18 декабря – Открыто движение по линии Рузаевка – Свияжск, с которой берёт начало Казанская железная дорога.

1894 – Создана единая государственная Московско-Курская, Нижегородская и Муромская железная дорога. Открыта линия Казань – Зелёный Дол.

1899 – Началось движение по линии Пермь – Вятка – Котлас.

1901 – Открыта линия Красный Узел – Нижний Новгород, завершено поэтапное строительство узкоколейной линии Рязань – Владимир.
1906 – Открыта линия Вологда – Шарья – Вятка.

1911 – Открыта линия, связавшая Москву с Муромом через Черусти.

1913 – С пуском в эксплуатацию Романовского моста через Волгу Казань была соединена с сетью железных дорог России.

1918 – Началась эксплуатация линий Арзамас – Шихраны (Канаш) и Агрыз – Воткинск.

1920, 1 мая – Вступила в строй магистральная Казанбургская линия (Казань – Екатеринбург), что завершило формирование будущего Южного хода дороги.

1927, 1 октября – Принята в эксплуатацию линия Моховые Горы – Котельнич.

1928 – Завершено строительство линии Зелёный Дол – Йошкар-Ола.

1931 – Началось движение по линии Яр – Верхнекамская.

1935 – Пущен в эксплуатацию мост через Волгу в Горьком, что открыло выход на Горьковский узел со стороны Котельнича и завершило формирование будущего Северного хода дороги.

1936, 14 мая – На базе линий Московско-Курской и Северной образована Горьковская железная дорога, на базе линий Московско-Казанской и Пермской – Казанская железная дорога.

1937 – Завершилось строительство крупнейшей станции Горький-Сортировочный с первой на дороге механизированной горкой.
1939 – В Горьком начала действовать детская железная дорога.

1940 – Открыта линия Канаш – Чебоксары.

1941, ноябрь – В Коврове построен первый на Горьковской и Казанской железных дорогах бронепоезд «Ковровский большевик», всего же их будет построено в годы Великой Отечественной войны 14.

1942, февраль – Начался боевой путь 31-го дивизиона бронепоездов («Козьма Минин» и «Илья Муромец») – единственного в стране, удостоенного в дни войны государственной награды – ордена Александра Невского.

1942, сентябрь – Открыто движение на Волжской рокаде – линии Свияжск – Сталинград, которая сыграла важную роль в победе в Сталинградской битве.

1943, февраль – Открыто движение на линии Ижевск – Балезино, которая обеспечивала переброску стратегически важных грузов в дни войны.
1946 – Организованы новые структурные единицы – отделения дорог: на Горьковской – Владимирское, Горьковское и Кировское, на Казанской – Муромское, Казанское, Агрызское и Красноуфимское.

1951 – Построена линия Шатки – Первомайск – Саров к ядерному центру.

1958 – На дорогах начался переход на тепловозную тягу.

1959 – Электрифицирован постоянным током первый участок Горьковской дороги Петушки – Владимир.

1961, март – Началось движение пригородных электропоездов на Горьковском узле.

1961, 9 мая – К Горьковской железной дороге присоединена Казанская.

1962 – Пущен в эксплуатацию Сартаковский мост через Оку с линией Горький-Сортировочный – Окская. Она открыла выход для Горьковского узла в направлении Арзамаса и стала важнейшим соединением между Северным и Южным ходами дороги.

1962–1964 – Поэтапно электрифицирован переменным током Северный ход дороги от Владимира до Балезино, что позволило водить поезда между центром страны и Уралом на электротяге.

1965 – На Горьковском и Казанском узлах началось внедрение пригородных дизель-поездов.

1967 – На дороге начал работать вычислительный центр.

1971 – Началось движение пригородных электропоездов на Казанском узле.

1987 – Завершилась начатая в 1979 году электрификация переменным током Южного хода дороги.

1991 – С завершением электрификации линии Горький-Сортировочный – Арзамас на дороге сформировался единый полигон обращения электровозов переменного тока.

1997 – Организован Дорожный диспетчерский центр управления перевозочным процессом, впервые в России базировавшийся на самых современных информационных технологиях.

2002 – Организован первый на дороге ускоренный поезд «Буревестник» по маршруту Нижний Новгород – Москва.

2007 – Дорожный центр управления перевозочной работой переехал в новое помещение, полностью обновил оборудование и расширил функции.

2009 – Созданы пригородные пассажирские компании Волго-Вятская и «Содружество».

2010 – Дорога одной из первых в стране перешла к работе без отделенческих структур.

2010, 30 июля – Началось движение скоростных поездов на линии Москва – Нижний Новгород. На маршрут вышли составы «Сапсан».

2013 – Открыта линия электропоездов в аэропорт Казань.

2013–2021 – Проведена масштабная реконструкция тоннелей и замена виадуков на уральских горных участках Южного хода дороги.

2022, 1 июля – Открыто движение скоростных поездов «Ласточка» на маршруте Нижний Новгород – Киров.

Николай Морохин

календарь

календарь