Наш telegram-канал

@Gudok

Подписаться

на e-mail рассылку

№ 34 | 02.09.2022
2 полоса

Контроль по штрих-коду

Контроль по штрих-коду

Дмитрий Орлов, начальник службы технической политики Горьковской железной дороги

01.09.2022
Орлов ДВ UK9B9844.jpg23 августа руководители Горьковской железной дороги, служб ГЖД и действующих на её полигоне дирекций побывали с рабочим визитом в АО «Опытное конструкторское бюро машиностроения имени И.И. Африкантова» и ООО «Автомеханический завод». Об этом – в нашем интервью.

– Дмитрий Владимирович, почему руководство дороги приняло решение о поездке на эти предприятия?

– Для нас важно познакомиться с практиками организации производства и технологических процессов на ведущих предприятиях промышленного комплекса. Возможностей для этого на полигоне Горьковской магистрали немало. В этом году делегация ГЖД побывала в конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева в Чкаловске, на заводе имени 1 Мая в Кирове, где производят краны на железнодорожном ходу и специализированные машины по ремонту пути. Теперь вот – ОКБМ и автомеханический завод.

Опытное конструкторское бюро машиностроения имени Африкантова занимает ведущие позиции в создании энергетического оборудования – реакторов различного типа и назначения, насосов, механизмов управления и защиты реакторов, теплообменного и другого оборудования. Но нас интересовала даже не конкретная продукция, а сама организация производства.

Нам рассказали о производственной системе «Росатом» – о внедрённой здесь системе организации бережливого производства, технологических процессов. Интересно было познакомиться с её особенностями, ведь если не изучать опыт других, то есть риск остановиться в развитии, возможен даже некоторый спад в этой сфере.

– В чём особенности системы бережливого производства в ОКБМ?

– В процесс постоянных улучшений вовлечено около 80% персонала. Сам процесс бережливого производства разделён на две составляющие. Первая – это проекты улучшений, предлагаемые непосредственно работниками на местах. Они направлены на совершенствование рабочего места, технологического процесса, ускорение производства, снижение внутренних потерь.

Вторая ступень – проекты, реализуемые руководителями ОКБМ. Они более технологичны, глобальны, нередко требуют переориентации производства.

Невольно сравниваешь эту систему с нашей. Можно провести параллель между проектами постоянных улучшений ОКБМ и нашей работой по реализации рационализаторских предложений. Примерно такая же мотивация, аналогичные принципы. А проектные работы руководителей напоминают выстроенную у нас систему планирования и реализации проектов бережливого производства в узловых рабочих группах и в рабочих группах структурных подразделений (проектных офисах).

– Чему, с вашей точки зрения, нам можно поучиться у ОКБМ?

– Хотелось бы отметить хорошо организованную систему информирования о результатах проектной деятельности. На большом стенде размещены фотографии руководителей, вовлечённых в процесс бережливого производства. Есть информация о том, кто и какие проекты курирует. Ведётся экран этапности, где отслеживается ход реализации проектов. При этом используется цветовая индикация. Сразу видно, на какой стадии находится тот или иной проект руководителя, не замедлилась ли работа над ним.

– Насколько это применимо у нас?

– Такая система информирования, если её применять, требует адаптации к нашим условиям. ОКБМ – это всё же ограниченная территория, любой руководитель может дать оценку поточности линий, потерям. А Горьковская железная дорога – это огромные пространства, множество предприятий на её полигоне.

Заинтересовала также представленная нам система хранения и учёта материалов с помощью штрих-кодирования, разработанная программистами ОКБМ. Она позволяет отслеживать продвижение всех деталей и заготовок, поступивших на склад. За счёт её применения на 30% повысилась производительность труда в цехе, освободилось пространство на складах, улучшились условия труда.

Предположим, работнику для выполнения производственного задания необходим отрезок трубы длиной 80 см. Раньше надо было найти на складе эту трубу, длина которой, к примеру, 3 м, отрезать от неё необходимые 80 см, сделать запись об этом в журнале, передать кладовщику. Тот должен найти сведения о трубе в документации, вычесть 80 см, записать остаток. Много бумажной работы, которая отнимала время.

Теперь каждая поступившая на склад деталь промаркирована кладовщиком, на неё нанесён штрих-код. Сразу виден весь ассортимент деталей и материалов, их количество. Лишнее уже не заказывают. В системе формируется план-задание для работника. Тот видит, какие детали, материалы надо получить на складе, где они находятся. К нужному стеллажу он подходит со сканером. Программа сразу пересчитывает остатки материала, той самой трубы например.

Эта система вполне применима у нас – на складах дирекции материального снабжения, дирекции по ремонту пути, на предприятиях дирекции моторвагонного подвижного состава, в сервисных локомотивных депо.

– Наверняка вы не ограничивались темами бережливого производства.

– Конечно. Мы отметили высокий уровень цифровизации в ОКБМ – начиная с разработки 3D-модели образца, формирования технологических карт на его изготовление, раскрой материалов и заканчивая прохождением контроля качества с применением цифровой подписи. Для оборонного предприятия цифровая подпись – это прорыв. И у них, и у нас система безопасности очень строгая, и для внедрения каких-то систем с доступом должна быть обеспечена информационная защита. В ОКБМ добились внедрения цифровой подписи для подтверждения качества всех стадий сборки.

– Также вы в тот день посетили ООО «Автомеханический завод».

– Это сравнительно молодое предприятие, производство организовано в 1998 году. Четыре года назад здесь с привлечением специалистов Росатома, применив инструменты бережливого производства, выстроили оптимальную схему технологических процессов сборки фургонов. На АМЗ внедрена система менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001:2015.

Нашу делегацию заинтересовала возможность изготовления модульных конструкций для проживания вахтовых работников, для быстрого возведения зданий, для автономных утеплённых санузлов с душевой кабинкой, которые можно было бы разместить на железнодорожных станциях.

В составе нашей делегации был директор Фонда развития производственных систем и промышленного туризма Тимур Сираев. Достигнута предварительная договорённость об организации туров промышленного туризма, в том числе с задействованием железнодорожного транспорта.

https://zen.yandex.ru/gudok.ru
https://t.me/Gudokru 
Беседовала Марина Галкина

календарь

календарь