Если лет 15–20 назад понятия «транспортная безопасность» не было в обиходе железнодорожников, то нынче оно постоянно на слуху. Причина этому – многочисленные случаи вмешательства посторонних лиц в деятельность стальных магистралей: от банального воровства имущества до угрозы террористических актов. Поэтому на наиболее уязвимых железнодорожных объектах, таких как вокзалы, мосты, депо, пассажирские платформы, парки отстоя подвижного состава, устанавливаются пункты охраны, монтируются технические средства защиты, организуется круглосуточное дежурство и патрулирование прилегающей территории.
15.03.2013
Если лет 15–20 назад понятия «транспортная безопасность» не было в обиходе железнодорожников, то нынче оно постоянно на слуху. Причина этому – многочисленные случаи вмешательства посторонних лиц в деятельность стальных магистралей: от банального воровства имущества до угрозы террористических актов. Поэтому на наиболее уязвимых железнодорожных объектах, таких как вокзалы, мосты, депо, пассажирские платформы, парки отстоя подвижного состава, устанавливаются пункты охраны, монтируются технические средства защиты, организуется круглосуточное дежурство и патрулирование прилегающей территории.
Сегодня защита обеспечивается в соответствии с приказом Министерства транспорта № 43 от 08.02.2011 года, согласно которому объектам присваивается категория (в зависимости от сложности). Затем производится оценка степени их уязвимости, на основании которой впоследствии разрабатывается комплекс мер по охране.
Что уже сделано на ОЖД?
– На 1 марта категория присвоена 1157 объектам. Из них 273 оценены на предмет уязвимости. Разработаны и направлены на согласование в Северо-Западное управление Росжелдора планы по транспортной безопасности 187 объектов, – обрисовал ситуацию заместитель начальника ОЖД по режиму и транспортной безопасности Николай Клюквин.
Однако средств на всё не хватает. Отчасти это объясняется тем, что информация о присвоении объектам категории поступает на дорогу в течение всего года, по мере включения их в реестр Росжелдором и направления соответствующих данных в ОАО «РЖД» – после того, как бюджеты на предстоящий год уже сформированы. В результате денег просто нет на проведение оценки уязвимости дополнительно откатегорированных объектов, не говоря уже о реализации мер по их защите.
Поэтому на ОЖД определены приоритеты. Особое внимание уделяется скоростным участкам Санкт-Петербург – Москва и Санкт-Петербург – Бусловская. На данных направлениях созданы опорные пункты охраны, выставлены подвижные патрули, работают местные ситуационные центры, установлены кабины досмотра пассажиров и багажа, камеры видеонаблюдения, тепловизоры… Железнодорожный путь огорожен забором.
Разработана программа по дополнительному усилению охраны на скоростных линиях пунктов ЭЦ: они должны быть оборудованы металлическими дверями со смотровым глазком, системами видеонаблюдения и иными техническими средствами. Это делается для того, чтобы злоумышленники не проникли в помещения.
– А на тех участках, где нет постов охраны, бдительность и ответственность должны проявлять сами железнодорожники – путейцы, вагонники, локомотивные бригады во время движения поезда – и при обнаружении на обслуживаемых ими объектах подозрительных личностей оперативно извещать об этом соответствующие службы, – говорит Николай Клюквин. – С этой целью на дороге разработана система мотивации.
Сейчас рассматривается вопрос оснащения подвижного состава видеорегистраторами для фиксирования обстановки по ходу движения: нарушения прохода железнодорожных путей, проезда переездов, случаев забрасывания поездов камнями, атак так называемых зацеперов. Кроме того, они будут регистрировать события на пассажирских платформах при отправлении поездов дальнего и пригородного сообщений. При необходимости это позволит определить причину и виновника ЧП. Предусмотрено также обучение работников, назначенных ответственными за транспортную безопасность на объектах.
Богдан Ярусев