Наш telegram-канал

@Gudok

Подписаться

на e-mail рассылку

№ 09 | 15.03.2013
10 полоса

Заграница помогла

95 лет назад, 10 марта 1918 года, советское правительство окончательно переехало из Петрограда в Москву – в связи с угрозой наступления немцев на тогдашнюю столицу. Но следом за ним могло отправиться и управление Николаевской железной дороги…

15.03.2013
95 лет назад, 10 марта 1918 года, советское правительство окончательно переехало из Петрограда в Москву – в связи с угрозой наступления немцев на тогдашнюю столицу. Но следом за ним могло отправиться и управление Николаевской железной дороги…

Вопрос о переезде был решён ещё в начале октября 1917 года, когда Временное правительство приняло программу разгрузки Петрограда. В начале марта наркомат путей сообщения принял решение о переводе управления дороги в Москву. Поначалу речь шла только о канцелярии и библиотеке. Но фактически в городе на Неве должна была остаться лишь небольшая группа для руководства Петроградским узлом. Управлять переездом взялся Всероссийский исполком железнодорожных депутатов.
Почти сразу затее начали вредить панические слухи о том, что дорога вот-вот будет захвачена немцами. 6 марта последовало разъяснение: «Германские войска в настоящее время покинули Нарву и находятся от таковой в 12 верстах». Ещё более жёсткой была реакция исполкома: «Получены сведения, что некоторые службы дороги пытаются чинить препятствия при производстве эвакуации ж.-д. имущества, а также вмешиваются в революционные действия комиссии. Исполком сим объявляет, что все такие попытки… будут пресекаться самым решительным образом преданием революционному суду и силою оружия. Пусть помнят все чинящие препятствия, что этим они приносят пользу нашему жестокому врагу…»

После имущества перевозке подлежали служащие с семьями. Но многие увольнялись, объясняя нежелание переезжать слабым здоровьем. Впрочем, в Москве питерских железнодорожников не ждали. 16 марта главный инженер дороги получил телеграмму: «Помещение дома Готье ещё не освобождено». А ведь зданию, где планировалось разместить управление, предстоял ещё серьёзный ремонт. Также выяснилось, что людям в Москве селиться негде. Поэтому ЦИК постановил: «Ввиду возможных затруднений по приисканию в Москве жилых помещений для семей переводимых служащих… предоставить им оставлять свои семьи временно в Петрограде и его окрестностях». Членам семей посулили «половинное содержание». Запутанный клубок проблем, связанных с переездом, решился… на дипломатическом уровне. С немцами заключили договор, остановивший их наступление, и 26 марта нарком путей сообщения Алексей Рогов отправил телеграмму: «Вследствие ратификации мирного договора эвакуация имущества дорог и семейств служащих должна быть приостановлена…» Впрочем, новоявленная столица всё же откусила от «пирога» управления Николаевской дороги. В мае 1918-го НКПС перевёл к себе её автомобильный отдел.

Алексей Островский

календарь

календарь