Этот девиз Ольга Уньщикова пронесла через всю жизнь
15.03.2013
Деревянные лыжи и палки, валенки, мягкие крепления на ремешке – снаряжение спортсмена в 50-х было примерно таким. Тринадцатилетнюю Ольгу Уньщикову привела в лыжный спорт первая советская олимпийская чемпионка, чемпионка мира (тогда ещё будущая) Любовь Козырева.
«Люба жила рядом с нами, на соседней улице, – вспоминает Ольга Фёдоровна. – Мой старший брат за ней ухаживал. Так мы все вместе и начали заниматься…»
Сегодня Ольге Фёдоровне 72. Живая, подвижная, смешливая, как девчонка, она часто выходит на трассу, выступает судьёй на гонках, передаёт опыт молодым: «Спасибо нашему «Локомотиву» за то, что часто нас собирает».
Ольга выступала за ЛИИЖТ и за сборную Ленинграда во время учёбы. Став прорабом на Ленинград-Финляндском отделении, почти четверть века руководила большим коллективом: полсотни мужчин в подчинении! Забота о здоровье людей была на первом месте: нормы ГТО сдавали все. Кто послабее – пусть хоть пешком, но пройдёт.
Гребля – второе увлечение Уньщиковой. Но если раньше всюду можно было увидеть и «академиков», и каноистов, и байдарочников, то сегодня этот вид спорта заброшен, сожалеет она. Да и лыжи не так популярны. «Еду в электричке, смотрю в окно: хоть где-нибудь бы увидеть лыжника. Да и трасс осталось мало: базы закрываются, территории застраиваются…»
Неудивительно, что молодёжь теперь хилая: чихнёт кто-то рядом – и заболели. Поколение Ольги Уньщиковой много крепче. На заслуженный отдых она ушла только этой зимой. Последние 17 лет, уже выйдя на пенсию, работала завхозом на геодезической базе ПГУПСа под Лугой – была там и за электрика, и за сантехника.
…Непростая судьба выпала девочке, родившейся за два месяца до войны. Отец видел дочку лишь раз: погиб, когда ей не было и года. Блокаду семья пережила в Лисьем Носу под Ленинградом. Маме, школьной учительнице, приходилось возить на лошади умерших на кладбище. Старшие братья патрулировали улицы с незаряженной винтовкой, крохотным пайком делились с малышкой. Кое-как выжили. В конце 1945-го маленькой Оле достался конёк: гоняла на нём по посёлку. «Приезжаю на этом коньке в магазин, а там икра, красная рыба, конфеты… А денег не было. У прилавка стоял немец (пленные тогда были заняты на различных работах) – рыжий, здоровый, громадный. Я накинулась на него: «Ах ты, фашист! Это ты моего папку убил!» – и бежать. Он остолбенел (пленные хорошо понимали русский), потом бросился за мной, гнался несколько кварталов. Может, хотел что-то объяснить… Не знаю».
Несмотря на пережитое, Ольга Фёдоровна всегда сохраняет хорошее настроение. «Если случилось какое-то огорчение – встань на лыжи. Летом – сядь на велосипед. И всё пройдёт!»
Наталья Реньер