К 1965 году атмосфера послевоенного аврала уступила место планомерной работе. В течение 20 последующих лет продолжался перевод железных дорог на электрическую тягу, осваивались новые мощные электровозы, современные средства связи, сигнализации, централизации, блокировки, автоматически переводившие стрелочные переводы.
02.09.2021
Строились новые, а также вторые и третьи линии, начали использовать ЭВМ в эксплуатационной работе, стали применять механизированные и автоматические поточные линии при ремонте вагонов и локомотивов. Появился ряд передовых методов, способствующих улучшению работы транспорта. На железную дорогу стали приходить люди с более высоким уровнем образования и профессиональной подготовки.Полигон электрификации
В 1979 году из ВСЖД выделилась в самостоятельную хозяйственную единицу Красноярская железная дорога. В результате этого эксплуатационная длина магистрали уменьшилась более чем в два раза и стала составлять 2665,4 км.
Разделение произошло с целью улучшения оперативного руководства и организации перевозок грузов и пассажиров, сближения границ дороги с границами экономических районов и территориально-производственных комплексов, соответствия с административно-политическим делением страны на республики, края, области и так далее.
Начальниками управления ВСЖД в эти годы были А.Т. Головатый (1964–1968), Г.И. Тетерский (1968–1979), Ш.О. Цинцадзе (1979–1988). Начальниками отделений дороги в разные годы являлись: Иркутского – М.М. Вижанский, П.П. Арцишевский, Г.П. Комаров; Тайшетского – Н.П. Лукин, Г.П. Комаров; Братского – А.Я. Дерунец, А.Г. Гаспарян; Улан-Удэнского – А.А. Кванталиани, А.И. Долгий, В.Н. Вовк.
В эти годы дорога стала опытным полигоном электрификации на переменном и постоянном токе. Здесь проходили испытания различные конструкции электровозов, отрабатывались элементы контактной сети, устройств связи, сигнализации, централизации и блокировки, которые впоследствии внедрялись на других дорогах страны. Свыше 90% перевозок осуществлялось на электровозной тяге.
Социально-экономическое развитие восточных районов страны в 1965–1985 годах привело к увеличению перевозок грузов и пассажиров. Предусматривалась широкая программа технической реконструкции, перевооружения железных дорог Восточной Сибири.
Решая эти проблемы, руководство развивало и укрепляло материально-техническую базу транспорта на основе использования научно-технических достижений. Был осуществлён ряд мер по совершенствованию эксплуатационной работы, совмещено 600 профессий и должностей, повышен средний вес грузовых поездов на 175 т. Более 80 станций были оборудованы устройствами электрической централизации, что позволило сократить 774 стрелочника.
Орден за труд
В эти годы продолжалась дальнейшая электрификация главного хода магистрали. В 1967 году развернулись работы на участке Слюдянка – Петровский Завод. На 22 станциях внедрена электрическая централизация стрелок и сигналов, введены в работу 13 усилительных пунктов и Домов связи. Напряжённая работа позволила в течение 1970 года завершить электрификацию участков Слюдянка – Мысовая и Улан-Удэ – Петровский Завод. 31 декабря 1970 года на станцию Петровский Завод Забайкальской дороги прибыл первый электровоз, возвестивший окончание электрификации всего главного хода ВСЖД.
В 1971–1975 годах построено 145 км вторых путей, получили развитие станции Иркутск-Сортировочный, Слюдянка, Суховская. Введены в эксплуатацию три вагонных депо, два вокзала, контейнерная площадка, грузовой двор. Была введена система телеуправления устройствами энергоснабжения на направлении Слюдянка – Петровский Завод, оборудовано электрической централизацией более 70 стрелок, почти на 2000 км усилена мощность пути, организовано движение на удлинённых плечах. Стала эксплуатироваться линия Хребтовая – Усть-Илимская (214 км). Вступили в строй 9 пунктов технического обслуживания вагонов, 53 поточных конвейерных линии по ремонту вагонов. Произведена замена локомотивного парка на мощные восьмиосные электровозы ВЛ80 и ВЛ10. Создан вычислительный центр, и в 1974 году введена первая очередь автоматизированной системы управления дороги. Построено семь тяговых подстанций и усилено энергетическое хозяйство. 450 км пути оборудовано полуавтоматической блокировкой.
Напряжённый труд многотысячного коллектива дороги не остался без внимания. Указом Президиума Верховного Совета СССР за успехи в выполнении заданий девятого пятилетнего плана коллектив ВСЖД в 1976 году награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Акцент на организацию труда
Дальнейшее развитие всего хозяйства ВСЖД продолжалось и в 1976–1980 годах. Были развёрнуты работы по реконструкции станций Иркутск, Тайшет, Лена, Вихоревка и ряда других. Расширялись и реконструировались локомотивные, вагонные депо и другие подразделения.
Улучшение пропускной и провозной способности дороги происходило за счёт строительства вторых путей на линии Тайшет – Лена (292 км) и третьих – на участке Черемхово – Иркутск – Слюдянка (62 км). Было введено в эксплуатацию около 270 км автоблокировки на участке Тайшет – Вихоревка, электрическая централизация на станциях Касьяновка, Залари, Кая, Половина, Делюр, Пашенный и Речушка, звеносборочная база на Батарейной, автожелезнодорожный вокзал в Черемхове. Внедрено 36 механизированных постов по ремонту локомотивов и вагонов, более чем на 120 единиц пополнился парк современных электровозов.
В Иркутском отделении проводилась работа по внедрению средств автоматики, телемеханики, вычислительной техники. На пяти станциях построены и введены в эксплуатацию устройства электрической централизации. На станции Иркутск-Сортировочный была задействована эффективная система автоматизации работы технических контор на базе малых ЭВМ «Наири-К». Она позволяла сокращать время формирования поездов, подготовку поездных документов, повышать эффективность перевозок.
В 1981–1985 годах на дороге продолжалось внедрение новой техники и прогрессивных технологий, направленных на повышение интенсивности перевозочного процесса, более эффективное использование технических средств. Выполнены работы по развитию сортировочных станций, по внедрению автоматизированной системы управления перевозками. Построено 260 км вторых и третьих путей, 610 км оборудовано автоблокировкой, 1430 стрелок оборудованы устройствами электрической централизации.
Пути от предприятий
Железная дорога способствовала ускоренному росту и развитию промышленных предприятий там, где без транспортного обеспечения они развиваться не могли. Создавались леспромхозы, строились предприятия угольной и горнорудной промышленности, продолжалось сооружение гидроэлектростанций, возводились Саянский алюминиевый и Абаканский вагоностроительный заводы, Минусинский электротехнический комплекс. Росли объёмы перевозок железной руды Коршуновского месторождения.
Важным фактором повышения эффективности работы дорог являлось развитие промышленного железнодорожного транспорта (ПЖДТ), которому на ВСЖД уделялось серьёзное внимание. Слабость этого звена приводила к простоям подвижного состава.
Всего за эти годы на развитие ПЖДТ направлено более 166 млн руб., что принесло отдачу в виде более 160 тыс. кв. м складских помещений, свыше 500 тыс. кв. м складских ёмкостей, 500 единиц специализированных вагонов.
Велась реконструкция станций Суховская, Фабричная, Химическая, Батарейная, Мегет, Перевоз и других. Построено 284,6 км железнодорожных приёмо-отправочных, сортировочных и подъездных путей, 3 грузовых двора, 11 контейнерных и тяжеловесных площадок, установлено 144 козловых крана. Введены в эксплуатацию 4 локомотивных депо, 3 пункта подготовки вагонов.
Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, друзья! https://t.me/Gudokru
Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене»
Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене»
Валерий Третьяков, доктор исторических наук, профессор ИрГУПСа