29 ноября 2023 года в Центр управления перевозками Восточного полигона поступило срочное сообщение: в Северомуйском тоннеле остановлен грузовой поезд по срабатыванию автотормозов. С этого момента работа железнодорожников была направлена на решение одной общей задачи – скорейшего восстановления движения поездов по БАМу.
01.02.2024
Начальник Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры Роман Живин узнал о чрезвычайной ситуации, как и многие руководители, по системе оповещения.«Никакой информации о причинах происшествия на тот момент не было, – рассказывает он. – Помощник машиниста грузового поезда сообщил, что произошло возгорание и сильное задымление в середине состава».
В управлении ВСЖД был создан оперативный штаб, который состоял из двух центров принятия решений: одного в Иркутске под руководством первого заместителя начальника дороги Евгения Ларина, второго – непосредственно на месте ЧС под председательством начальника ВСЖД Вадима Владимирова.
Уже утром следующего дня Роман Живин вместе с другими членами комиссии прибыл в Северомуйск. «Совместно с представителями правоохранительных органов был произведён первичный осмотр места происшествия, – вспоминает он. – После завершения следственных действий нам разрешили начать работы по восстановлению».
Однако сразу приступить к ликвидации последствий не удалось: 30 ноября поступило сообщение об аналогичном происшествии на обходном пути Северомуйского тоннеля. Организаторы атак на критически важные объекты транспортной инфраструктуры наверняка рассчитывали, что теракты смогут надолго прервать движение на БАМе. Но благодаря высокопрофессиональным, самоотверженным действиям железнодорожников удалось в сжатые сроки восстановить сообщение.
На обходном пути заменили около 100 погонных метров рельсов, после чего поезда пошли с ограничением скорости. А уже на следующий день, после завершения работ, движение через перевал было открыто с установленной скоростью.
Затем начались работы в тоннеле, где предстояло заменить около 50 погонных метров рельсов, около 200 рельсовых скреплений и около 600 м кабелей СЦБ.
График работ был предельно жёстким: на восстановление пути было отведено три часа. Однако работникам дирекции инфраструктуры удалось открыть движение для хозяйственных поездов уже через 2 часа 50 минут. Ещё одно технологическое «окно» понадобилось, чтобы восстановить контактную сеть и работу устройств СЦБ и связи. После этого поезда поехали по Северомуйскому тоннелю уже по сигналам автоблокировки, на электротяге.
«Конечно, все поработали на славу: и энергетики, и эсцебисты, и путейцы, – отметил Роман Живин. – Общими усилиями, дружно, как мы, железнодорожники, умеем, справились с поставленной задачей. Вместо планируемых 26 часов, смогли выполнить работы за 18».
То же самое можно сказать о членах комиссии, которые координировали ход выполнения работ. «В первые трое суток практически не спали. Где-то на стульчике удавалось прикорнуть максимум на полчаса, – вспоминает начальник дирекции. – Да как-то уже и спать не хотелось, потому что было осознание серьёзности ситуации и важности поставленных задач».
В ходе восстановительных работ участвовали практически все службы дороги. «Можно отметить работников вагонного депо Северобайкальск, которые выводили вагоны как с перевала, так и из тоннеля, – говорит Роман Живин. – Отлично проявили себя специалисты службы автоматики и телемеханики. Как всегда, грамотно и оперативно отработали специалисты дирекции аварийно-восстановительных средств во главе с Евгением Швецом».
Движенцы обеспечили своевременный подвод и вывод хозяйственных единиц, а также предоставление технологических «окон». Существенную помощь в проведении восстановительных работ оказали работники дирекции по ремонту пути.
Нельзя не сказать и о тех службах, которые непосредственно не работали в зоне ЧС, но без них проведение восстановительных работ было бы невозможно. «Спасибо работникам Иркутского филиала АО «Железнодорожная торговая компания», организовавшим питание. Огромную, просто неоценимую помощь оказали волонтёры, которые накрывали на столы, следили, чтобы все люди были накормлены, поддерживали чистоту и порядок, – отметил Роман Живин. – По сути, ситуация в Северомуйском тоннеле показала, что железнодорожники – это мощный сплочённый организм, который в трудную минуту способен выполнить любую задачу, сделать то, что требуется для компании, для страны».
Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, друзья! https://t.me/Gudokru
Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене»
Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене»
Сергей Кулыгин