12 августа исполняется 110 лет со дня закладки Амурского моста. Его длина 2590 м. На момент его закладки 30 июля (12 августа) 1913 года он был первым по длине в Евразии и седьмым в мире. Сейчас он является самым большим мостом Транссибирской магистрали.
10.08.2023
Мост был последним звеном Амурской железной дороги (Куэнга – Хабаровск). Со сдачей сооружения в эксплуатацию 5 октября (18 октября) 1916 года завершилось строительство Великого Сибирского пути.
В результате изысканий нескольких инженерных экспедиций место мостового перехода через Амур было намечено в 7 км севернее Хабаровска, в районе деревни корейских рыбаков Осиповка (ныне Краснофлотский район города). Над проектом работали самые известные инженеры Российской империи. Общий проект был составлен Станиславом Ольшевским. Автором пролётных строений (длиной по 127,4 м) был Лавр Проскуряков, а железобетонной эстакады (длиной 230 м) – Григорий Передерий.
Исполняющим обязанности заведующего по постройке Амурского моста был назначен Михаил Свирелин. Общее руководство по сооружению Восточной части Амурской железной дороги (участок Бурея – Хабаровск) было возложено на исполняющего обязанности начальника работ Михаила Навроцкого. В 1912 году в районе Осиповки начались подготовительные работы: расчистка местности, устройство подъездных путей, заготовка строительных материалов, обустройство рабочих городков и т. д.
Газета «Приамурская жизнь» сообщала: «Подготовительные работы по постройке моста через Амур начались: каждый день нанимаются новые партии рабочих. Наплыв рабочего люда большой; квартирных помещений для рабочих в посёлке Осиповка не хватает, приходится размещаться по 15–20 человек в маленьких корейских землянках. Администрация постройки моста приступила сейчас к сооружению 30 бараков для квартир рабочих».
Непосредственно к сооружению моста строители приступили весной 1913 года, когда подрядчики – инженеры Н.И. Крылов и А.А. Лушников – начали сборку деревянных кессонов для возведения быков №№ 15–18 на Левом острове (между левым руслом реки и Бешеной протокой).
«Приамурская жизнь» от 18 июня 1913 года сообщала: «Постройка моста в полном разгаре; все подготовительные работы закончены; через 2–3 дня начнётся опускание кессонов… Работы сейчас идут пока на четырёх опорах».
На фото: Буровые работы на месте будущего моста. Зима 1911-12 годов
Алексей Лисицын,
главный хранитель фондов Музея истории Амурского моста
Продолжение следует
Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.
Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».