История | Период революции и гражданской войны для всех железных дорог России, и для восточной части Транссиба в частности, был не простым. Первые известия об отречении царя в феврале 1917 года были восторженно встречены большой частью железнодорожников.
24.08.2023
Со всей страны в адрес представителей новой власти в лице Временного комитета Государственной Думы, ставшего затем Временным правительством, и Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов шли поздравительные телеграммы. Однако радость от наступившей «свободы» оказалась преждевременной.
Отсутствие сильной центральной власти в стране (фактическое двоевластие) привело к дезорганизации работы железнодорожного транспорта. По всей сети стали создаваться выборные комитеты, которые стали самовольно отстранять от работы тех лиц из числа начальствующего состава, которые чем-либо не угодили низшим служащим и рабочим.
Дошло до того, что председатель Всероссийского исполнительного комитета железнодорожного профсоюза Викжель стал отменять распоряжения министра путей сообщения Временного правительства А.В. Ливеровского и даже грозился снять его с поста.
Производительность труда стала стремительно падать, так как часть рабочих и служащих стали участвовать в бесконечных демонстрациях и забастовках. В «Пояснительной записке к отчёту по принятию и отправке грузов 2-й серии заказов МПС, прибывавших из Америки во Владивосток» сказано: «С начала революции вошло в жизнь новое понимание своих прав и обязанностей, появились новые интересы, многие служащие значительную часть своего времени начали употреблять для частных дебатов, различного рода митингов и собраний, расходовали его для присутствия в различных совещаниях, союзах и комитетах, в результате чего общая производительность понизилась по некоторым отделам приблизительно на 75 %».
Залежи грузов во Владивостокском порту к лету 1917 года составляли свыше 40 млн пудов (около 700 тыс. тонн), а погрузка вагонов в октябре 1917 года упала до 106, а в ноябре до 61 вагона в сутки, вместо 150 расчётных. Кроме падения производительности труда, значительный беспорядок в работу железных дорог стали вносить толпы дезертиров, а затем и демобилизованных солдат, хлынувших с фронта домой. Они под угрозой оружия захватывали поезда и чинили насилие над железнодорожными служащими.
Алексей Лисицын,
главный хранитель фондов Музея истории Амурского моста
На фото: Лето 1917 года. Солдаты-дезертиры захватывают поезд
Продолжение следует
Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.
Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».