Наш telegram-канал

@Gudok

Подписаться

на e-mail рассылку

№ 41 | 27.10.2023
6 полоса

Тайна Казанского моста

Тайна Казанского моста

Взгляд в прошлое | Это почти детективная история, которая развенчивает устоявшиеся за много лет похожие на правду мифы. Три известных приморских экскурсовода-краеведа Людмила Волкова, Милана Маркевич и Ольга Шелест смогли восстановить по крупицам биографию всем известного во Владивостоке Казанского моста. Информация, собранная действительными членами Приморского отделения Русского географического общества, приоткрывает ещё одну «белую» страницу портового Владивостока и всей Транссибирской магистрали.

26.10.2023

На просторах Интернета гуляет популярная версия происхождения Казанского моста: его называют первым в стране цельносварным сооружением с пролётом 25 м, который сделали в 1928 году четыре сварщика за 20 дней, сэкономив 25% металла по сравнению с клёпаной конструкцией. Но так ли это?

Во-первых, сомнения у исследователей вызвал вид моста, ведь даже несведущему в строительстве человеку понятно, что это железобетонная конструкция. На сомнения натолкнула краеведов и протяжённость сооружения.

– Вооружившись рулеткой в один из холодных февральских дней, мы несколько раз измерили его. Оказалось, длина моста – около 80 метров. Казалось бы, на этом можно было поставить точку, – говорит Милана Маркевич. – Но мы решили идти дальше. Людмиле Волковой, а она в прошлом железнодорожник, удалось в Дальгип­ротрансе (Хабаровск) раздобыть технический паспорт моста и альбом полевых работ по его обследованию, датированному 1957 годом.

Оказалось, первоначально Казанский мост, который соединил центр города с полуостровом Шкота, был построен в 1910 году. Он был длиной 67 м. А использовали для его возведения старогодние рельсы – это общепринятая практика экономии. В 30-е годы, когда стала распространяться сварка, мост «подлатали» в нескольких местах. Но за полвека он обветшал, придя в аварийное состояние. Не спасали ситуацию и уложенные сверху деревянные настилы. Поэтому и появилось проектное задание.

Вариантов реконструкции предусматривалось семь. Последний и был взят за основу: было решено построить на этом месте другой. Однако новый мост немного изменил угол траектории, за счёт чего он стал длиннее – почти 80 м. Интересна ещё одна деталь, о которой стало известно из документов: на полуострове Шкота активно велась жилая застройка, поэтому проектом предусматривалась и прокладка трамвайной линии.

4-2.jpg

Таким образом, в 1960 году над путями приёмоотправочного парка станции Владивосток появился нынешний путепровод, сделанный из монолитных железобетонных балок пролётного строения.
Следующий вопрос, которым задались краеведы: так где же тогда находился тот самый первый цельносварной мост, изготовленный под руководством известного инженера, пионера электросварки Виктора Вологдина?

На этом этапе ясность в дело внесли фотографии, сохранившиеся в музее Дальзавода, в котором лабораторию электросварки возглавлял Вологдин. Помог и экскурс в историю торгового порта Владивосток.

4-3.jpg

– В начале прошлого века порт Владивосток активно отправлял грузы в страны Индокитая, Европы, США и даже в Японию. Уровень механизации должен был соответствовать постоянно увеличивающимся объёмам и разной номенклатуре грузов, – говорит Людмила Волкова. – В этот период, например, порт активно переваливал продовольствие: сою, пшеницу, масло, жмых и т. д. Поэтому на картах сохранились названия пристаней: Бобовая, Чайная. И вот для того, чтобы уйти от ручного труда и ускорить процесс разгрузочно-погрузочных работ, инженер путей сообщения Удо Карлович Вильдельман (он участвовал в строительстве КВЖД) предложил между складами возвести конвейерную линию. Эту идею он «подсмотрел» за границей. Так появился в 1928 году первый цельносварной транспортный узел: мостовой переход с транспортёром над путями порта Владивосток. И находилось сооружение, как мы предполагаем, рядом с Казанским мостом, поэтому и возникла путаница.

По словам Людмилы Волковой, на этом история не заканчивается. Впереди у краеведов новая задача – найти ответ на вопрос: зачем станции Владивосток нужен был «железнодорожный» маяк, сохранившийся до наших дней? 


На фото: Современный мост (1960 – 70-е годы)

Элемент конструкции цельносварного моста

Вид на Чайную и Бобовую пристани, 1919 год



Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».


Наталья Кузьмина

календарь

календарь