В книге его жизни немало ярких страниц. Первая из них открылась перед ним, скромным сельским пареньком, в городе Улан-Удэ, где он окончил техникум железнодорожного транспорта. Затем – служба в рядах Советской Армии. Дальше – работа помощником машиниста.
30.08.2017
В 1978 году в трудовую жизнь Степана Дедюгина ворвалась, как тогда говорили, стройка века – Байкало-Амурская магистраль.– Должность у меня была – главный кондуктор БАМа, – вспоминает Степан Филиппович. – О станции Тында слышали, наверное, все – она считалась столицей строящейся магистрали. К нам прибывал строительный груз, вагоны надо было принимать, ставить под выгрузку, отправлять. Их приём, сдача и обслуживание – вот мои основные задачи.
К морозам привыкать не пришлось – климат в Восточной Сибири так же щедр на морозы и метели, как и зима в Улан-Удэ. А вот высокая ответственность за обеспечение грузовых перевозок главной стройки страны научила Степана Филипповича находить общий язык с множеством самых разных людей, а также требовательности и дисциплине.
БАМ подарил Дедюгину и счастливую семью – с супругой, уроженкой посёлка Лиховского, они вырастили двоих дочерей, связавших свою судьбу с железной дорогой.
Переехав на юг, на тогдашнее Лиховское отделение Юго-Восточной магистрали, Степан Дедюгин вернулся к своей исконной профессии – машиниста. Затем он стал ревизором по безопасности Лиховского отделения, заместителем начальника и начальником одноимённого локомотивного депо...
В те годы, рассказывает Степан Филиппович, случилось страшное крушение на станции Каменская, где погибли 106 человек. Было это ровно 30 лет назад, в августе 1987-го. Многие, наверное, уже и не помнят всех обстоятельств трагедии. Но в память Степана Дедюгина она впечаталась навсегда.
– Эти трагические события повлекли за собой изменение многих существующих и написание новых инструкций для машинистов, которые работают и по сей день, – говорит Степан Филиппович и вспоминает, что в один день тогда стал седым – настолько страшным было увиденное на станции Каменская.
Затем Степан Филиппович руководил локомотивным депо Морозовская, трудился в Лиховском опорном центре управления перевозками... С выходом на пенсию и избранием председателем совета ветеранов узла в 2009 году изменился только ритм его работы, но дел не поубавилось.
Степан Филиппович до сих пор неукоснительно следует правилу: если пришёл человек с вопросом – отложи все бумажные дела и в первую очередь выслушай и попытайся решить его проблему. А это, будьте уверены, совсем не просто. Бывшее Лиховское отделение СКЖД – крупное даже чисто географически. А на учёте здесь около 3500 человек, когда-то трудившихся в разных хозяйствах – локомотивном, путевом, инфраструктуры и так далее. И весь этот коллектив глава совета ведёт за собой.
Энергичный, отзывчивый и очень добрый – одним словом, золотой человек – так отзываются о Степане Дедюгине не только активисты совета ветеранов Ростовского региона, но и его пенсионеры на линии.
– Степану Филипповичу удалось сплотить ветеранов, он уважительно и справедливо относится к каждому, – говорит председатель Межрегионального совета ветеранов СКЖД Николай Стариков. – Беспокоится, все ли обеспечены на зиму углём, водой – его подопечные проживают в основном в небольших посёлках и сёлах и не избалованы бытовыми удобствами. Стремится помочь одиноким, погасить конфликты. Всё это сейчас можно осуществить только при содействии руководства дирекций, филиалов, которые появились в ходе структурных преобразований в РЖД. И это взаимодействие ему блестяще удаётся.
Добросовестный труд Степана Филипповича неоднократно был отмечен наградами: почётными грамотами, денежными премиями и благодарностями. Ему вручены именные часы МПС, юбилейные медали «100 лет Транссибирской магистрали». Но официальные поощрения – дело одно, доброе отношение и доверие людей – другое. Это та награда, которую заслужить совсем не просто.
Марина Флегматова