Наш telegram-канал

@Gudok

Подписаться

на e-mail рассылку

№ 152 | 01.09.2017
2 полоса

Водил эшелоны для фронта

Водил эшелоны для фронта

Мемориальная доска, посвящённая старшему машинисту паровозной колонны особого резерва НКПС №36 Герою Социалистического Труда, почётному железнодорожнику Алию Делову установлена на стене Кропоткинского техникума технологий и железнодорожного транспорта.

31.08.2017
Именно здесь располагалась до Великой Отечественной войны железнодорожная школа фабрично-заводского ученичества, которую окончил Герой в 1934 году. Затем его направили слесарем в депо Махачкала. Там, освоив работу на паровозе, стал помощником машиниста. В Махачкале Алий Харунович проработал 2 года, затем был переведён машинистом паровоза в депо Армавир.

С 1943 года Делов – старший машинист паровозной колонны особого резерва НКПС № 36. Во время рейсов на прифронтовых участках линии Астрахань – Сталинград – Баскунчак был дважды ранен и контужен, но после короткого лечения снова вставал в строй. Под обстрелами и бомбёжками фашистов он осуществлял перевозки боеприпасов и нефтепродуктов, выводил в тыл санитарные эшелоны с ранеными...

В один из дней битвы за Cталинград, после сильной вражеской бомбёжки, локомотивная бригада под руководством Делова отремонтировала основательно повреждённый паровоз, сама заправила его и доставила важный поезд под огнём врага к месту назначения.
А когда он вёл эшелон по маршруту Кизляр – Верхний Баскунчак, неожиданно появился «юнкерс». Решив отвлечь на себя огонь вражеского самолета, Алий побежал от поезда, размахивая горящей паклей. Самолёт устремился за ним, сбрасывая бомбы. Машинист чудом уцелел и спас эшелон.

В мае 1943 года паровозная колонна № 36 обслуживала прифронтовые участки на Кубани, Дону и Донбассе, затем обеспечивала войска Южного, а затем 3-го и 4-го Украинского фронтов. Весть о присвоении звания Героя Социалистического Труда за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства застала Алия Харуновича в одном из рейсов к линии фронта.

После войны Делов работал долгое время на Украине – начальником депо, заместителем начальника Львовской железной дороги, затем был переведён в Майкоп.
Марина Кулакова

календарь

календарь