Наш telegram-канал

@Gudok

Подписаться

на e-mail рассылку

№ 017 | 02.02.2018
2 полоса

Вода и воздух стали чище

Вода и воздух стали чище

В компании «Российские железные дороги» завершился Год экологии. Как он прошёл на Северо-Кавказской магистрали? Мы беседуем об этом с Евгенией Гладковой, начальником Центра охраны окружающей среды СКЖД

02.02.2018
– Евгения Борисовна, какие мероприятия помогли в 2017 году улучшить экологическое состояние на полигоне дороги?
– За счёт перевода угольных котельных на электричество удалось уменьшить негативное воздействие на атмосферный воздух на 189,8 тонны (в 2016 году – 2924,7 т, в 2017-м – 2734,9 т).
Снизился на 25% (при плане 5%) сброс загрязнённых сточных вод в поверхностные водные объекты. Такого результата добились за счёт введения нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект локальными очистными сооружениями лагеря «Экспресс» (посёлок Солоники).
В 2017 году в хозяйственный оборот вовлекли более 46486 тонн отходов, а в рамках реализации проекта по раздельному сбору отходов структурные подразделения передали на утилизацию 82 тонны отходов бумаги.
Были ликвидированы загрязнения и объекты накопленного экологического ущерба с общей площадью 2137 кв. м и тоннажем 2040 т: очищены полоса отвода Махачкалинской дистанции пути в месте розлива нефтепродуктов, загрязнённые пути на станции Сальск, территория мазутной котельной эксплуатационного локомотивного депо Батайск.
В мае получили положительные заключения государственной экспертизы по проектно-изыскательным работам, связанным с реконструкцией очистных сооружений локомотивного депо Новороссийск и дезпромстанции станции Георгиевск.
Первое позволит исключить сброс ливневых вод с превышением норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в реку Цемес, второе – устранить аналогичный сброс сточных вод в сети водоотведения.
Отмечу, что в феврале–апреле проводился конкурс на лучшее структурное подразделение филиала ОАО «РЖД» в части выполнения требований природоохранного законодательства. Среди предприятий дирекции по ремонту пути второе место заняла ОПМС Армавир.

– Что было сделано для восстановления зелёных насаждений?
– В прошлом году высадили более 64,6 тысяч деревьев и кустарников при плане 58,2 тысячи. В празднике «День древонасаждения», который проходил в Ростовской области в октябре, участвовали железнодорожники. Благодарственные письма получили от министерства природных ресурсов Ростовской области, Ставропольского края, управления лесами Республики Адыгея.

– Как взаимодействовали с общественными организациями?
– Железнодорожники СКЖД активно поддержали инициативу Общественного экологического движения «Зелёная Россия» по проведению Всероссийского экологического субботника. Более 23 тысяч человек поучаствовали в нём, убрали свыше 992 тыс. кв.м производственных участков и территорий, 1163 тыс. кв. м полосы отвода, ликвидировали 135 свалок. В порядок в этот период привели 55 памятных мест, посвящённых Великой Отечественной войне.
Коллектив Северо-Кавказской дороги проводил совместные природоохранные мероприятия с государственными природными заказниками «Ростовский» участок «Левобережный», «Самурский» (республика Дагестан), национальным парком «Сочинский».

– Что было сделано в части формирования экологической культуры?
–  Здесь много внимания уделили подрастающему поколению. К примеру, более 100 детей работников СКЖД поучаствовали в международном творческом конкурсе «Здоровье планеты? В моих руках!» Для них при поддержке АНО «Центр природы Кавказа» был организован конкурс «Природа касается детей». Всегда интересно проходили открытые уроки эколят – молодых защитников природы. Многим ребятам, отдыхающим в детском центре «Смена», понравился мастер-класс, который провёл коллектив Краснодарской производственной экологической лаборатории, по выполнению замеров вибрации, шума, загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
Не остались в стороне и сотрудники полигона дороги. К примеру, в акции «Час Земли», которая проходила в марте, самым активным оказался коллектив региональной дирекции железнодорожных вокзалов, сэкономивший 323,29 кВт/час электроэнергии.
А в мае на вокзале Махачкала состоялась совместная акция железнодорожников с Министерством природных ресурсов по республике Дагестан по раздаче информационных материалов о местных заказниках и заповедниках.
Проводилась просветительская деятельность для коллективов эксплуатационного локомотивного депо Минеральные Воды и моторвагонного депо Минеральные Воды. Для них работники Центра охраны окружающей среды Минераловодского региона организовали семинары о рациональном природопользовании и обеспечении экологической безопасности.
Сотрудники производственной экологической лаборатории по контролю химических факторов представляли СКЖД на Дне промышленной экологии, проведённом Минприроды по Ростовской области. Южный федеральный университет в адрес начальника Северо-Кавказской дороги направил благодарственное письмо за участие сотрудников Центра охраны окружающей среды в мероприятии «Неделя академической мобильности».

– Во время недавней видеоконференции под председательством заместителя генерального директора ОАО «РЖД» – главного инженера ОАО «РЖД» Сергея Кобзева подводились итоги Года экологии в компании. Что там обсуждалось важного и интересного для наших читателей?
–  Сергей Кобзев поставил задачи для коллектива компании на 2018 год в сфере экологии. К примеру, запланирован целый комплекс мер по внедрению прорывных технологий, инвентаризации и учёту источников выбросов и объёмов парниковых газов, снижения энергоёмкости, организации деятельности в сфере обращения с отходами, ликвидации объектов накопленного экологического ущерба, поиску новых направлений экономии ресурсов, повышению экологической грамотности и другое. Основная задача компании в сфере природопользования – это минимизация негативного воздействия на окружающую среду.
Было интересно познакомиться с результатами и других дорог. Например, построены очистные сооружения локомотивного депо Курск Московской дороги, ликвидирован объект накопленного экологического ущерба на полигоне Западно-Сибирской дороги, эколого-просветительские проекты, посвящённые охране озера Байкал, осуществлены на Восточно-Сибирской дороге.
ОАО «РЖД» решило поддержать предложение Всероссийского общества охраны природы объявить 2018 год в России Годом охраны водных ресурсов.
Начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Пётр Потапов подчеркнул, что на Российские железные дороги приходится лишь 1 процент общего объёма загрязнений, создаваемых промышленным комплексом России.

– Были ли определены аналогичные задачи для СКЖД?
– В студии СКЖД в видеоконференции участвовали главный инженер дороги Сергей Задорин, главные инженеры дирекций, служб, экологи, представители Росприроднадзора и Роспотребнадзора. По окончании видеоконференции были определены приоритетные направления природоохранной работы на полигоне СКЖД в текущем году. Среди них – строительство очистных сооружений в локомотивном депо Новороссийск и на дезпромстанции Георгиевск, ликвидация объектов накопленного экологического ущерба по станциям Улан-Хол и Кизляр, утилизация старогодних деревянных шпал, накопленных на предприятиях путевого комплекса.
Запланированы посадка более 50 тысяч деревьев и кустарников, мероприятия в особо охраняемых территориях, пройдут также совместные акции с общественными экологическими организациями.

На фото: очистные сооружения на станции 9-й км соответствуют самым современным требованиям охраны водных ресурсов
Беседовала Елена Трифилюк

календарь

календарь