Основатель династии начинал свою профессиональную деятельность вместе с неизвестным ещё тогда будущим писателем Максимом Горьким.
25.07.2019
Валентина Иванова (в девичестве Богачёва) хорошо помнит рассказы своего деда Константина Богачёва о начале его трудового пути на Рязано-Уральской (Приволжской железной дороге): именно в первые годы своей трудовой деятельности он познакомился с будущим писателем. Конечно, в то время и предположить было трудно, что этот человек станет известным русским писателем, прозаиком и драматургом. Это всё было впереди, а пока весовщики Константин Богачёв и Алексей Пешков вместе работали на одной станции Воропоново, которая в советские годы была переименована в Максим Горький. – Дед частенько вспоминал, что спустя много лет, когда Горький стал известен на всю страну, он приехал на станцию Трубецкая, рядом с которой располагался совхоз «Гигант», и выступал там перед собравшимся народом. И мой дедушка сразу его узнал, – говорит Валентина Ивановна.
На железной дороге Константин Михайлович проработал 56 лет. Трудовая династия Богачёвых богата тремя почётными железнодорожниками и более чем десятком опытных специалистов.
– Родился мой дед в 1870-х годах (точная дата не сохранилась) под Царицыном (Волгоград). В ещё довоенные годы семья переехала на станцию Целина. В 1931 году дед взял своего сына, моего отца Ивана, в помощники – весовщиком на станцию Целина. Какие только должности отец потом не занимал: был дежурным по станции, поездным диспетчером, начальником станции, ревизором движения, заместителем начальника Сальского отделения, старшим помощником начальника отделения дороги, заместителем начальника отдела эксплуатации, начальником штаба МПВО, заведующим товарной конторой, заведующим контейнерной площадкой, на пенсию вышел помощником дежурного отделения по перевозкам. Это целых 36 лет непрерывной работы в отрасли. Во время войны был направлен на работу в Сибирь. В 1945 году получил звание «Почётный железнодорожник», – рассказывает Валентина.
Её отец был одарён не только техническими талантами. С 1946 по 1958-й годы редактировал отделенческую газету «За график». Богат Иван был и на детей – трое сыновей и две дочери, четверо из которых продолжили дело отца. Только дочь Людмила стала преподавателем английского языка.
– Мама наша была домохозяйка. Поднять и воспитать пятерых детей – немалый труд. Старший, Юрий (1933 г.р.), стал машинистом-инструктором локомотивного депо Сальск. Его сын Игорь до сих пор трудится в Московском эксплуатационном локомотивном депо, а дочь Ирина много лет проработала в отделе учёта и отчётности Сальского отделения дороги. Жена Нина всю свою жизнь трудилась в поликлинике Сальской дорожной больницы, – вспоминает Валентина Ивановна.
Второй её брат, Борис, много лет работал прорабом в железнодорожной строительной организации. Его супруга Валентина была экономистом в Сальском отделении дороги. Там же более 30 лет трудилась и их дочь Татьяна.
Младший брат, Владимир, стал начальником восстановительного поезда.
Валентина Ивановна признаётся, что в юные годы совсем не мечтала продолжить трудовые традиции семьи. Девушка хотела стать педагогом. Но, окончив школу, устроилась на станцию Сальск списчиком вагонов. Затем была назначена техническим конторщиком, далее её перевели в Сальское отделение дороги на должность оператора, потом работала экономистом, старшим ревизором в отделе учёта и отчётности. Параллельно заочно окончила Оржоникидзевский техникум.
– В 1974 году началось строительства БАМа. А в 1979-м начальник Сальского отделения СКЖД Юрий Лепендин был назначен руководителем Ургальского отделения. Он стал агитировать и нас ехать вместе с ним и, я вам скажу, собрал большую команду единомышленников. Так мы отправились на БАМ. Приехала я в Ургал-2 5 января 1980 года и проработала там 13 лет, – говорит Валентина Иванова.
Она вспоминает это время как годы полные энтузиазма, ощущения сопричастности общему грандиозному делу.
После прибытия на Ургал-2 её назначили начальником отдела статистики и экономического анализа. Их отдел собирал информацию о работе всего отделения дороги: сведения о погрузке и выгрузке, о движении поездов. Им предоставляли свои отчёты локомотивное и вагонное депо, отдел водоснабжения, отдел гражданских сооружений, отдел энергетики. Её подчинённые – операторы собирали информацию с ближайших станций: сколько погрузили и выгрузили, сколько перевезено грузов, прошло поездов, сколько израсходовано топлива, какой ремонт вагонов и локомотивов производится, сколько перевезено пассажиров и так далее. Валентина Ивановна любит вспоминать это время, когда здоровый молодой задор не покидал и её саму, и её коллег.
– Было ощущение, что нам, советским железнодорожникам, всё по плечу. И даже 55-градусные морозы нас, южан, не страшили. Хотя однажды я отморозила себе щёки, – улыбается она.
Тогда их отделение дороги располагалось в жилом доме, под него выделили целый подъезд. Напротив их кабинета, вспоминает Валентина, располагался кабинет поездного диспетчера, рядом кабинеты начальника грузового отделения и начальника Ургальского отделения Юрия Лепендина, который и уговорил их поехать на БАМ и которого позже перевели в Тынду. Все работали рядом, многие были из Ростова-на-Дону и Сальска. На протяжении последующих лет она обучала вновь прибывающих в Ургал-2 работников.
– Я никогда не стеснялась показать, что чего-то не знаю. Всегда задавала вопросы, уточняла. И в МПС звонила, чтобы разобраться с рядом оттуда поступивших заданий. И других старалась научить максимально хорошо, – говорит Валентина.
Следом за ней на БАМ приехал и её супруг, электромеханик Владимир Иванов. На железнодорожной станции Ургал-2 он работал энергодиспетчером. Сейчас в отрасли трудятся их дочь Маргарита и зять Игорь. Маргарита преподаёт в Ростовском железнодорожном техникуме РГУПСа, а её супруг возглавляет Тихорецкий железнодорожный техникум.
Юлия Сухарева