Предотвратить выход животных на железнодорожные пути в Астраханском регионе помогут электропастухи.
19.01.2024
В прошлом году произошло 141 столкновение подвижного состава с крупным рогатым скотом (КРС). Для сравнения: в 2022-м было 106 инцидентов. В большинстве случаев они привели к задержкам грузовых и пассажирских поездов. Как сообщил ведущий инженер Астраханского отдела инфраструктуры Приволжской дирекции инфраструктуры Александр Баринов, столкновений со скотом преимущественно происходили на перегонах Ингеловский – Эльтон, Колобовка – Разъезд 85 км, Эльтон – Полынный, Джаныбек – Ингеловский, Разъезд 2 – Линейная, Бузанский – Дельта. Последние случаи выхода скота на пути в минувшем году были зафиксированы на перегонах Пологое Займище – Капустин Яр и Эльтон – Полынный.
Для изменения ситуации железнодорожники проводят профилактические мероприятия.
«Превентивные меры, например, строительство ограждений, за последние годы в 3–5 раз снизили количество наездов на животных на участках, расположенных на территории Ахтубинского района Астраханской области. Однако заборы из шпал и проволоки не самое эффективное решение. Около 25% нарушений было зафиксировано в ограждённых местах», – отметил главный инженер Верхнебаскунчакской дистанции пути Арсен Чадаев.
В июне 2023-го рядом со станцией Разъезд Равнинный верхнебаскунчакцы установили электропастуха – устройство из импульсного генератора, проволоки в качестве токопроводящей линии и опор. При соприкосновении с электроизгородью крупный рогатый скот подвергается воздействию тока 3 мА, что создаёт дискомфорт, но не вредит животному. Протяжённость изгороди – 4,2 км. По словам Арсена Чадаева, в 2024 году планируется установить не менее двух импульсных генераторов на участках, где случаи выхода скота на путь фиксируются чаще всего. В дальнейшем число электропастухов будет расти.
Риски неконтролируемого выпаса сельскохозяйственных животных осознают и их владельцы, поэтому некоторые сами устанавливают электропастухов. Такие изгороди появились на перегонах Покровка – Пологое Займище, Ахтуба – Солончак, на станциях Шунгули, Верхний Баскунчак. В ряде случаев защитные устройства приобрели хозяева КРС, ранее привлекаемые к ответственности за нарушение правил содержания, прогона и выпаса сельскохозяйственных животных.
Ответ держать приходится и муниципалитетам. Столкновения с коровами, лошадьми или верблюдами приводят к повреждению подвижного состава, нарушению графика движения поездов. В 2020 году впервые на Приволжской дороге одно из муниципальных образований Астраханского региона привлекли к гражданско-правовой ответственности за отсутствие контроля за соблюдением правил по содержанию, прогону и выпасу КРС. В последующие годы юридической службе не раз удавалось доказать причинно-следственную связь между нанесённым ущербом и бездействием сельсоветов.
Наталья Харина