Общий стаж железнодорожной династии Нагорных составляет почти четыре сотни лет. Свой вклад в развитие Приволжской магистрали внесли представители четырёх поколений этой семьи. Многие из них трудились в одной из самых динамично развивающихся сфер – связи.
26.01.2024
Каждое поколение железнодорожников Нагорных становилось свидетелем и непосредственным участником очередного витка развития отрасли. Представители этой большой семьи добросовестно относятся к делу, открыты новому и не боятся брать ответственность.История семьи – история дороги
Один из основателей династии, Василий Яковлевич Нагорный, родился в 1879 году. На железной дороге он работал кондуктором. Его обязанности были иными, чем у сегодняшних кондукторов в городском общественном транспорте. Пока у поездов не появились воздушные тормоза, сопровождавшие состав кондукторы по гудку паровоза вручную с помощью рычага или винта прижимали тормозные колодки к бандажам колёс. Именно об этом поётся в известной песне «Кондуктор, нажми на тормоза».Семья Василия Яковлевича, где воспитывались шесть детей, жила во Владимировке Ахтубинского района Астраханской области. В 1959 году населённый пункт объединили с посёлком Петропавловка, образовав город Ахтубинск.
Василий Яковлевич ездил с поездами по железнодорожному пути, обслуживанием которого занимался другой родоначальник династии – Дмитрий Арсентьевич Рыбаков. Две ветви генеалогического древа сошлись в посёлке Верхний Баскунчак.
«Мой отец Николай Васильевич Нагорный начал работать в 16 лет. Первая запись в его трудовой книжке – «Слесарь по ремонту керосиновых фонарей». До появления привычных нам устройств сигнализации и связи на железной дороге в ночное время использовались керосиновые сигнальные фонари с цветными стёклами. Отец отвечал за их работу», – рассказывает Николай Николаевич Нагорный-старший.
Супруга Николая Васильевича Лидия Дмитриевна преподавала в верхнебаскунчакской общеобразовательной школе № 37, а также помогала постигать азы химии и биологии молодым железнодорожникам в вечерней школе.
Выпуск первых
Окончив семилетку, Николай Нагорный-старший вместе с двоюродным братом и товарищами-односельчанами в 1961 году отправился поступать в Саратовский железнодорожный техникум на отделение «Проводная связь на железнодорожном транспорте».«В техникуме мы стали первым набором связистов. Почти все предметы у нас преподавал Михаил Демьянович Желнерович – выдающийся специалист в сфере связи. Учиться у него было большой честью», – вспоминает Николай Нагорный-старший.
В 1965-м выпускник техникума по распределению попал на Горьковскую железную дорогу, но уже на следующий год отправился на службу в армию. После демобилизации вернулся в родной Верхний Баскунчак, где в 1969-м устроился электромехаником в дистанцию сигнализации и связи. Там же работала его супруга Валентина.
В 1991 году Николай Николаевич возглавил предприятие. На всём протяжении его трудовой деятельности хозяйство связи интенсивно развивалось. Большие вакуумные лампы меняли на транзисторы, позже – на микросхемы. На смену одноканальным системам связи на медных проводах пришли многоканальные кабельные линии, которые, в свою очередь, уступили место современным оптоволоконным системам передачи данных.
В 2000-х Нагорный-старший переехал в Астрахань, где стал начальником отдела информатизации и связи Астраханского отделения Приволжской железной дороги. Его добросовестный труд в течение 40 лет отмечен званием «Почетный работник Приволжской железной дороги».
Младшая сестра Николая Нагорного Галина Каталевская тоже железнодорожница: с 1971 по 2007 год работала в линейно-аппаратном зале связи Верхнебаскунчакской дистанции сигнализации и связи. Её сын Александр более 10 лет трудился в Саратовском информационно-вычислительном центре (ИВЦ).
Лидеры нового времени
Старший сын Николая и Валентины Нагорных Владимир окончил Куйбышевский институт инженеров железнодорожного транспорта, свыше 20 лет проработал в Верхнебаскунчакской дистанции СЦБ и Астраханском региональном центре связи. Вслед за отцом продолжатель династии связистов участвовал в техническом творчестве, не раз побеждал в конкурсе изобретений и рационализаторских предложений «Идея ОАО «РЖД». Жена Ольга много лет трудилась в Саратовском ИВЦ.Младший сын Николай не нарушил семейной традиции и после окончания Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта в 2004 году стал электромехаником РЦС-1, а в 2020 году – руководителем этого структурного подразделения Саратовской дирекции связи. Супруга Ольга работает на том же предприятии специалистом по охране труда.
Астраханские связисты успешно справляются с задачами по повышению надёжности вверенных устройств связи, внедряют проекты бережливого производства и инициируют рацпредложения, участвуют в масштабной модернизации устройств сети передачи данных в рамках проекта «Цифровая железная дорога». Коллектив, возглавляемый Николаем Нагорным, не раз занимал лидирующие позиции в отраслевом соревновании и различных конкурсах.
Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, друзья! https://t.me/Gudokru
Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».
Наталья Харина