На страницах дорожных, центральных и местных газет за 1942 год с чувством восхищения и гордости за приволжских железнодорожников можно прочитать краткие заметки и сообщения, написанные скупым языком боевых донесений:
02.02.2024
«...Тридцать суток работал без смены машинист Бондаренко. Когда на перегоне Качалино – Тишино он вёл воинский состав, противник открыл артиллерийский огонь. Машинист был тяжело контужен, но не бросил реверса и успешно провёл эшелон сквозь завесу артиллерийского огня противника». «...Машинист Иван Шурупов вёл к фронту эшелон с танковой частью. На одном из перегонов немецкий самолёт обстрелял поезд, но ни машинист, ни его помощник Завилохин, ни кочегар Янушев не покинули поста. Обоими инжекторами они продолжали качать воду в котёл. Самолёт шёл на бреющем полете. Он бил из пулемёта и пушки. Три осколка снаряда попали Шурупову в голову, один в живот. Он истекал кровью. Когда сделали перевязку, Шурупов попросил перенести его на паровоз. Другого выхода он не видел: людей и танки мог спасти только он. Стиснув зубы, машинист взялся за реверс, и танковый эшелон двинулся в путь, уверенно набирая скорость. Спустя 20 минут после того как Шурупова на автомашине отправили в ближайший полевой госпиталь, над линией железной дороги появилось девять немецких бомбардировщиков. Они долго кружили, но хорошо укрытого в посадках поезда не обнаружили».
«...Нелегко приходилось и путейцам, особенно фронтовой Качалинской дистанции, которой руководил Черкасов. Под непрерывным огнём они восстанавливали путь и пропускали поезда. Околоток дорожного мастера Сорокина 47 раз подвергался ударам авиации. Вражеские бомбы рвали на части рельсовую колею, земляное полотно. А неподалеку, в наспех вырытых окопах, находились путейцы. Ещё не успевали улечься клубы пыли и дыма, как на путях уже кипела дружная работа. Через час по восстановленным путям уже шли поезда».
«...Работая под девизом «За Волгу! За Сталинград!», машинисты депо Саратов Александр Удинский, Евгений Шмелев, Анатолий Зайцев, Пётр Пономарёв и другие по инициативе и под руководством Николая Долгова в августе 1942 года организовали кооперированный промывочный ремонт паровозов».
«...Главный кондуктор шестидесятилетний Нестор Петрович Зимников и старший кондуктор Григорий Иванович Журбин вели поезд с горючим для танковых и авиационных частей, сражавшихся на Клетском направлении. При подходе к станции Котлубань они увидели над ней вражеские самолёты. Зимников немедленно остановил поезд, рассредоточил состав. И всё же в результате налёта часть цистерн была пробита. Раненые Зимников и Журбин заделали деревянными пробками пробоины и спасли большую часть горючего».
«...Машинист Александр Гаврилович Корнеев привёл воинский эшелон на станцию Качалино и в обратный рейс взял санитарный поезд. За разъездом Паньшино вражеские самолёты, несмотря на опознавательные знаки Красного Креста, начали бомбить. Умело маневрируя, Корнеев спас состав с ранеными. В последнюю минуту осколком вражеской бомбы он сам был тяжело ранен. Умирая, отважный машинист приказал своему помощнику доставить поезд в Сталинград».
«...Сарептский машинист Александр Рыжов в один из августовских дней находился со своим паровозом на станции Ельшанка под составом, гружённым тяжёлыми авиабомбами. Неожиданно появилась группа самолётов с фашистской свастикой. Рыжов быстро оценил обстановку, развил большую скорость и увёл поезд, укрыв его в выемке».
«...Самоотверженно работали коллективы полевых станций. Вот один из примеров. На станцию Донская налетело десять «хейнкелей-111». На путях находилось около 50 вагонов с воинскими грузами, в том числе и боеприпасами. Дежурный по станции Иван Алексеевич Мальцев не растерялся. Вместе с поездными бригадами он прицепил вагоны к паровозу и вывел их на перегон».
«...На Арчединском отделении воинские поезда шли друг за другом. Вначале было одностороннее движение: на юг – с грузами, обратно – порожняк, но вскоре был найден выход: кольцевое движение Балашов – Поворино – Арчеда – Иловля – Петров Вал – Камышин – Балашов. Таким образом, пропускная способность увеличилась до 40 поездов. Отпала необходимость в резервных паровозах».
«...В памятный день 19 ноября – день начала победоносного наступления войск Сталинградского фронта – единая смена арчединского диспетчера Ивана Смирнова объявила фронтовую вахту и показала в работе образцы стойкости и находчивости в трудной, по существу боевой обстановке. Было замечено, что немецкие лётчики бомбили обычно поезда, шедшие к Сталинграду, и не обращали внимания на возвращающийся порожняк. Тогда по команде диспетчера, как только становилось известно о приближении самолётов к станции, паровозы гружёных составов переставляли с головы в хвост, и фашистские самолёты пролетали мимо».