О профессионализме электрогазосварщика путевой машинной станции № 50 Алексея Прокопчука наслышаны многие приволжане: в умелых руках мастера вышедшие из строя узлы и агрегаты обретают вторую жизнь, а его подсказки и советы для учеников и коллег лучше всяких учебников.
05.02.2024
Видеть Алексея Ивановича в фонтане вольфрамовых брызг – дело привычное. У него не работа в дефиците, а время, шутят на предприятии. В зимний сезон железнодорожник занят ремонтом укладочных, мостовых и козловых кранов, в летний – пути.«На перегонах моя основная задача – нарезать 800-метровые рельсовые плети на 25-метровые звенья. Делать это нужно быстро и качественно, поскольку следом идёт путеукладочная техника», – поясняет Алексей Прокопчук.
В выделенное «окно» оздоравливаются участки протяжённостью до 3 км. Промедление и ошибки могут привести к нарушениям графика и безопасности движения поездов. Алексей Иванович в работе полагается на опыт и знания.
«Несмотря на то что осваивать профессию пришлось в силу обстоятельств, прикипел к ней всей душой. После службы в армии я – дипломированный моторист-рулевой метеора – вернулся на флот. Однако в этот период речной транспорт начал приходить в упадок. Сменить его на железнодорожный, получив перед этим квалификацию сварщика, посоветовал отец. Он был главным инженером путевой машинной станции № 50», – рассказывает собеседник.
На предприятие Алексей Прокопчук устроился в 1990 году после окончания профтехучилища. Поскольку к любому делу, за которое брался, всегда относился вдумчиво, в коллективе сразу снискал уважение. Он не пасовал перед трудностями, не стеснялся обращаться за подсказками к опытным сотрудникам, постоянно совершенствовал навыки. В 2007 году поступил на заочное отделение в Саратовский железнодорожный техникум, учился ремонту и обслуживанию пути. Теперь не только начинающим сварщикам, но и монтёрам пути может толково разъяснить проблемные вопросы.
Вместе с коллегами Алексей Иванович участвует в разработке и реализации рационализаторских предложений. Одно из самых значимых – изготовление портативного нагревательного прибора для рельсовых плетей. Сварочные, токарные, фрезерные работы железнодорожники выполняли самостоятельно по чертежам. Получился достойный аналог заводского изделия.
«В нашем деле важна сильная и «гибкая» рука. Нужно чувствовать материал и действовать по его реакции. Например, если струя расплавленного металла во время резки не вылетает, значит, недостаточна сила давления. И при сварке надо быть внимательным. Сварочный шов не просто соединяет комплектующие – нередко служит точкой их опоры. Так, при ремонте укладочного крана надо понимать: он поднимает многотонную плеть, а под ней ходят люди. Допустишь промашку – получишь несчастный случай», – констатирует железнодорожник.
По словам специалиста по управлению персоналом путевой машинной станции № 50 Яны Суховеевой, в коллективе Алексея Прокопчука ценят за профессионализм и отзывчивость. Он умеет в любой ситуации найти верное решение. Подготовил к самостоятельной работе пятерых учеников. Сегодня они трудятся на разных предприятиях. Все держат марку. Но особенную гордость мастера вызывает осознание, что результат его труда приносит пользу и людям, и общему делу.
В январе 2024 года Алексей Прокопчук отмечен знаком «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД».
«Приятно быть удостоенным высокого корпоративного звания. Примером в работе для меня были родители-железнодорожники, преданно и добросовестно трудившиеся в хозяйстве пути», – говорит герой очерка.
Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, друзья! https://t.me/Gudokru
Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».
Татьяна Волченко