Не заметить высоченное здание водонапорной башни из красного кирпича, прилегающее к эксплуатационному локомотивному депо имени Ильича, поверьте, очень трудно. Построенное в готическом стиле, уж очень оно контрастирует со строениями прославленного предприятия, которое на таком фоне, не в обиду будет сказано, кажется даже немного безликим. Корреспондент «Московского железнодорожника» забралась на крышу старинной водонапорной башни и увидела магистраль с высоты голубиного полёта.
Чтобы сделать эту фотографию, мне пришлось преодолеть 170 ступенек по железной, узкой лестнице, а главное победить страх высоты. Только не смотри вниз, говорила я себе, взбираясь ввысь, в то время как сердце уже выпрыгивало из груди то ли от физической нагрузки, то ли от детской фобии оказаться далеко от земли.
Не придавал уверенности и тот факт, что мой «гид» – мастер водоснабжения московско-смоленского участка Московской дирекции по тепло- и водоснабжению Александр Янушкевич на железной дороге совсем недавно, поэтому, так же, как и я, на самый верх башни взбирается впервые. Да и вообще, судя по внутреннему убранству здания, здесь давно не ступала нога человека. Своё первоначальное назначение – обеспечение водой паровозов – башня утратила много лет назад.
Точную дату её консервации, как и день рождения, мне узнать так и не удалось. Данные об истории сооружения настолько скудны, что нам с мастером котельной московско-смоленского участка Сергеем Гуцало и Александром Янушкевичем пришлось их буквально собирать по крупицам. Похвастаться особо нечем. Официальных документов, рассказывающих об основных вехах жизни водонапорки, не сохранилось. В библиотеке эксплуатационного локомотивного депо Ильича удалось найти лишь фотографию, датированную началом прошлого века. На ней изображены несколько паровозов, ручной поворотный круг, а на заднем плане, как символ технического прогресса той эпохи, возвышается водонапорная башня. Остальные данные из разряда «хочешь верь, а хочешь не верь».
Считается, что неподалёку от сооружения по хранению воды, некогда находилась церковь, построенная в таком же архитектурном стиле, призванная вместе с башней очаровывать гостей столицы своим величием. Храм, опять же по легенде, был разрушен. А башня живёт и поныне. Хочется даже сказать, что находится на заслуженном отдыхе. В свои 100 с лишним лет оно по-прежнему привлекает внимание пассажиров, а в случае чего, признаются мастера участков, ещё и в работе себя покажет. Кирпичная кладка у башни – на века.
Тем не менее, ухода «старушка» всё-таки требует. Хотя бы из уважения к своему возрасту, красоте и величию. Да и полюбоваться с её высоты видом магистрали, напоминающей оттуда мощную стальную паутину, поверьте, дорогого стоит.