Сегодня нелегко найти человека, который готов в ущерб повседневному комфорту заниматься тем, что для его предков было делом привычным и даже обыденным. Ещё полвека назад трудно было представить дом в пригороде без коровы, свиньи или, на худой конец, козы, а уж куры были даже у захудалых хозяев – как же жить без свежих яиц. Сейчас, когда супермаркеты и магазины на каждом шагу, необходимость держать скотину пропала. Тем более удивляют энтузиасты, которые по доброй воле, не имея на первом плане соображений выгоды, готовы жертвовать своё время и силы, чтобы поддерживать исконные крестьянские традиции.
Дом кассира-контролёра Екатерины Михайловой знают все соседи – он один из немногих в Ликино-Дулёво, где есть своё хозяйство, а не просто пять-шесть соток под картошку или цветы, как у большинства домовладельцев сегодня. Михайловы содержат настоящий птичник – кур, уток, гусей, цесарок. Количество птицы доходит до 200 штук. При этом, по словам Екатерины, продажей она не занимается – даже яйца меняет у соседей на корм для своих питомцев, а вся убоина, которой, кстати, пока не так много, расходится по родственникам.
А началось всё с того, что супружеской паре Михайловых подарили петуха с курицей. Возиться с птицей так понравилось Екатерине, что она стала прикупать к парочке новых несушек. Дальше – больше, любовь к живности превратилась в своего рода страсть. Так появились утки, гуси разных пород, цесарки. Михайловы не только покупают взрослых особей, но и яйца, которые подкладываются под наседок.
– У нас обычно хороший выводок – закладываем 30 яиц, 25 птенцов получаем, что составляет практически 100 %. «Болтуны» (неоплодотворённые яйца) могут составлять четвёртую часть от общего количества, это нормально. Гусь и утка хорошо «поднимаются», цыплёнка вырастить тяжелее, он слабее, – говорит Екатерина.
«Цыплят по осени считают» – гласит народная мудрость. Я спросил у Екатерины, когда наступает тот самый «день Х», когда можно начать считать цыплят, утят и гусят.
– В селе, на воле, цыплята растут естественным образом, как предусмотрела природа, и к осени становятся взрослыми. Пока один вырастет, три-четыре погибнут. Предсказать, кто выживет, кто нет – трудно. Отсюда следует вывод: цыплят не считают вообще. Почему? Да нет в этом смысла. Цыплят считать — только время терять. Они крайне не приспособлены к жизни. Эти маленькие птенчики моментально теряют тепло и также быстро перегреваются. Их давят братья, сёстры или взрослые особи, они съедают что-нибудь не то. И вот, так получается, что только 10 ноября начинают считать взрослых птиц,– говорит моя собеседница.
Екатерина полагает, что главная причина её любви к птице в том, что пернатые питомцы её успокаивают…
– Как раз когда нам подарили первых петуха и курочку, в 2011 году, я устроилась работать кассиром-контролёром в горьковское отделение ЦППК и каждый день, возвращаясь после смены, первым делом отправлялась к своим питомцам. Куры и утки меня ждут и теперь каждый день, как дети малые.
Премудростям своего увлечения Екатерине приходится учиться постоянно.
– На птичьих ярмарках всегда многолюдно, есть с кем поговорить, у кого узнать, как лучше выращивать птицу, – уточняет хозяйка. – Я с интересом читаю книги по птицеводству… Сейчас это «Справочник по домашнему птицеводству» Юрия Харчука.
На самом деле, только с виду кажется, что это дело лёгкое. Те, кто держал дома даже простых волнистых попугайчиков, знают, что пернатые требуют постоянного внимания и ухода. К примеру, им нужны «живые» витамины, и потому летом вместе с мужем косим траву для питомцев.
У домашней птицы в основном такие же заболевания, как и у людей. И лечение похожее. Если видишь, что с курицей или уткой что-то не то – она слабенькая, грустная, то её надо пропаивать антибиотиками. Профилактика проводится весной и осенью. Раз в год к Михайловым приезжает ветеринар, смотрит питомцев и пишет справку-заключение. Встречаются у птиц и специфические заболевания, например, пресловутая «куриная слепота».
– Это конъюнктивит, по-нашему. И он развивается у кур в старости – годам к четырём-пяти. Для того, чтобы птица была здоровой, в первую очередь следует избегать близкородственного скрещивания. Именно с этой целью птицеводы стараются покупать птицу как можно дальше от родных мест.
Если купили петуха в соседней деревне, за курочками лучше ехать в соседнюю область. Чем дальше от дома, тем больше генетическое разнообразие и, стало быть, птица здоровее. Иногда даже приходится идти на маленькие нарушения закона. Я вот с Украины тайком вывезла яйца в этом году, а там суровая таможня. Жаль, что из 20 вылупился только один птенец... Недавно взяла молодочку – курочку суссекса. Прикуплю к ней петушка, а он не дешёвый – 700-800 руб., стану разводить, – говорит моя собеседница.
У каждой птицы, – рассказывает Екатерина Михайлова, – свой характер: гуси, к примеру, боевитые. Если держишь дома гусака, можно не заводить собаку – он всё равно никого не пустит на свою территорию, будет клевать, хлопать крыльями и орать. А что касается разговоров, что они глупые, то это всё ерунда. В птичник вечером они идут сами, загонять их, как в фильмах показывают, не надо, причём, все знают своё место. Первыми проходят куры – у них насесты в конце птичника. Гуси и утки стоят и ждут. Только после того, как последняя курица зайдёт, идут гуси…
А уж какие они понятливые: у нас во дворе живут и собаки, и кошки, кстати, друг друга не обижают, и интеллект у них на одном уровне...
Сам птичник оборудован всем необходимым, есть там даже инфракрасные лампы для обогрева.
– Но ими пользуемся только в сильные морозы, – говорит наша героиня. – А сейчас муж достраивает второй утеплённый птичник.
Мечта Екатерины – сделать своё увлечение рентабельным, довести поголовье до 300-500 птиц.
– Чем их будет больше, тем лучше. Начну разводить на продажу. Если, конечно, мне станут помогать муж и мама. Мне одной не справиться. Если заниматься птицеводством как бизнесом, нужно много вкладывать и не только средств, но и сил.