В процессе грузовых перевозок сортировочная станция Рыбное является одной из крупнейших и решающих на сети российских дорог: вагонооборот здесь составляет в среднем в сутки свыше 14 тыс. вагонов. И потому оптимизация её работы в рамках реализации проекта «Бережливое производство» с целью последовательного снижения непроизводительных потерь имеет особо важное значение.
С начала 2012 года, с тех пор как станция стала пилотным подразделением Московской дирекции управления движением по внедрению методов бережливости, уже есть хорошие результаты, а наиболее весомые ожидаются впереди.
Большой вклад в это важное дело внесла рабочая группа по внедрению проекта во главе с начальником станции Рыбное Виктором Латышевым, в которую входят главный инженер Егор Зубков, ведущий инженер по организации и нормированию труда Галина Праслова, ведущий экономист Евгения Соломатина, инженер по охране труда Ольга Караева, составитель поездов Андрей Терехов.
– Мы начали с того, что провели анализ технологических процессов, стали приводить в порядок организацию рабочих мест для снижения потерь, и за счёт применения инструментов бережливого производства 5S многое удалось изменить к лучшему, – говорит Егор Зубков. – К примеру, в парке «А» на всех междупутьях установлены дополнительные стеллажи для хранения тормозных башмаков, что сократило потери рабочего времени для сигналистов.
И подобные преобразования с применением системы 5S – стандартизация и совершенствование рабочих мест, рациональное размещение инструмента, материалов, документов и прочего практикуются во всех подразделениях станции, что даёт ощутимый эффект. Так, для улучшения управления работой станции объединены кабинеты маневровых диспетчеров чётной и нечётной систем, станционного диспетчера, которым раньше приходилось общаться по телефонной связи или для решения сложных проблем ходить друг к другу. На чётной и нечётной сортировочных горках для регулировщиков скорости движения вагонов рабочие места оборудованы дополнительными позициями пневмообдувки – подачи воздуха, за счёт чего зимой отпала необходимость очищать их с помощью метёлок.
Успешная работа станции Рыбное зависит не только от субъективных факторов, а во многом – от взаимодействия со смежными предприятиями, с другими станциями. Особый интерес в связи с этим представляет новая технология совместного планирования «годных» электровозов, разработанная с сотрудниками станции Пески. Суть её заключается в том, что если раньше дежурные по станции Рыбное узнавали о годности электровозов, прибывающих со стороны Москвы, только после их проезда через станцию Дивово, то теперь эту информацию в систему «ГИД УРАЛ» вводят дежурные по станции Пески, за счёт чего разница в получении данных сократилась более чем на час, что позволяет лучше планировать работу по подвязке локомотивов и исключению завышения накладного времени локомотивных бригад. В повышении пропускной способности станции значительный эффект ощущается и от сокращения простоя составов в ожидании техобслуживания вагонов.
Реализация проекта «Бережливое производство» положительно влияет на показатели станции: так, в минувшем ноябре средний вес поезда составил 104,7% к тому же периоду прошлого года, средняя длина отправленного поезда – 102,2%, выработка на один маневровый локомотив – 107,5%, а рабочий парк сокращён в среднем в сутки на восемь вагонов.