15 февраля 1989 года считается официальной датой вывода советских войск из Афганистана. Вернувшись на родину, многие солдаты и офицеры нашли своё место на железной дороге, что лишний раз доказывает: стальной магистрали надёжные парни нужны. Сегодня во многих депо, дистанциях, на станциях трудятся ветераны-афганцы. Когда они заступают на дежурство, мы уверены: такие не подведут...
У машиниста первого класса эксплуатационного локомотивного депо Москва-пассажирская Курская Андрея Олисова что ни фраза, то по стойке смирно. Говорит он просто, скуп на эмоции, размышления и оценки. Впрочем, другого я и не ожидала, договариваясь о встрече с ветераном-афганцем. Жизнь прошедших «горячие точки» военных застёгнута на все пуговицы. Поэтому каждый раз, когда я пытаюсь повернуть разговор в прошлое, мой собеседник возвращает его к железной дороге, словно она и впрямь помогает приглушить боль афганских потерь.
Андрей Олисов – мастер вождения высшего класса. В этом нет сомнений, ведь он трудится машинистом фирменного поезда «Буревестник». За плечами у локомотивщика большой опыт работы как в пассажирском, так и грузовом движении. Причём, Андрей начинал свой профессиональный путь на Октябрьской железной дороге, где, кстати, по итогам 1988 года был удостоен звания лучшего помощника машиниста пассажирского движения магистрали. Знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км» получил уже на МЖД. Московская дорога также дала машинисту возможность водить самые современные электровозы. Сидеть за контроллером новенького ЭП20 – сегодня мечта любого локомотивщика.
– Отличный двухсистемный электровоз, на нём хоть через всю страну можно ехать, – хвастается Андрей Игоревич. – Здесь даже всё устроено с учётом санитарно-гигиенических норм. Где вы такое видели?
Среди других достоинств новой машины – хорошая защита от юза, системы авторегулирования, климат-контроля, видеонаблюдения, а также сидения с подогревом, даже зеркала заднего вида здесь меняют положение одним нажатием кнопки.
Впрочем, не знай я всех преимуществ локомотива нового поколения, конечно бы удивилась. Но о них газета уже писала, да и цель моего визита совсем другая – получить интересные факты об армейских буднях собеседника.
– Всяко было: тяжело, страшно, весело. Лучшие годы моей жизни связаны со службой в Афганистане, – лаконично отвечает Андрей Олисов. – Скажу вам так. Вот есть книга «Непридуманный Афган». Написал её Артём Шейнин. Он на полгода старше меня, служили в одной бригаде. Так вот, там всё про нас и наши афганские дни, и всё – правда. Ни прибавить, ни отнять. Я две ночи не спал, после того как прочитал...
В это трудно поверить, но Андрей Игоревич попал служить в «горячую точку» не без помощи своей мамы, которая, чтобы научить сына уму-разуму, просила военкома о местечке посложней. А поскольку Андрей Олисов обладал отменным здоровьем, то был сразу же призван в воздушно-десантные войска 56-й Гвардейской отдельной десантно-штурмовой бригады, дислоцировавшейся в Гардезе.
Новое пополнение Афганистан встретил шквальным огнём. В первый же день рядовой Олисов вместе с другими прибывшими в часть солдатами попал под обстрел. Таких эпизодов за полтора года службы у Андрея Игоревича было хоть отбавляй. Сложнее всего сносить тяжёлые армейские будни было первые шесть месяцев. Регулярные выходы в горы, словно игра в рулетку: кому-то приносили счастье остаться в живых, кому-то – гибель от вражеской пули. Когда задаю дежурный вопрос, видел ли Андрей Олисов смерть товарищей, он, молча, кивает, словно стыдясь, что его ранение оказалось несерьёзным. Хотя тому, что выжил, поясняет, обязан своему сослуживцу Алексею Лисину.
По сей день со всеми, кто с 1984 по 1986 годы служил в бригаде, машинист поддерживает дружеские отношения. Не часто боевым товарищам удаётся встретиться, а вот медаль «За отвагу», полученная за успешное выполнение боевого задания, каждый день напоминает локомотивщику о пережитом. Поэтому ни к чему лишний раз ворошить прошлое ветерана, оно и так всегда будет с ним.