В Московско-Павелецкой дистанции электроснабжения начали обследовать контактную сеть с использованием системы «Канатоход». Один такой диагностический комплекс, включающий в себя дрон и мобильный робот-тележку, может заменить целую бригаду электромонтёров.
19.01.2024
По словам главного инженера Московско-Павелецкой дистанции электроснабжения Евгения Ланцова, главное достоинство «Канатохода» заключается в том, что система позволяет выполнять диагностику воздушных линий, даже если те находятся под напряжением. А значит, нет надобности производить плановые отключения электроэнергии при проведении ремонтных работ.
Ещё один плюс от внедрения нового метода диагностики становится очевиден, если вспомнить традиционную схему, по которой выполняется осмотр воздушных линий в дистанциях электроснабжения. Бригада электромонтёров с использованием специальной техники обходит объекты, которые часто находятся в труднодоступных местах, выискивая неисправности на высоте. Такой способ работает не всегда: повреждения бывают незаметными.
«Канатоход» обеспечивает широкие диагностические возможности уже потому, что представляет собой роботизированный комплекс, оснащённый и летающей, и колёсной платформами одновременно – беспилотным вертолётом и мобильным роботом-тележкой. Вертолёт взлетает с наземной станции, садится на провода воздушной линии или грозозащитный трос и благодаря мобильному роботу автоматически едет от одной подстанции к другой, фиксируя состояние проводов на всём протяжении своего пути.
Устройство, в частности, выполняет видеомониторинг состояния опор и изолирующих подвесок, наличия повреждённых изоляторов в гирляндах, состояния фундаментов и наличия повреждения конструкций опор, их отклонения по вертикальной оси. В комплекс встроена экспертная система, которая формирует ведомости с фиксацией всех обнаруженных дефектов.
Диагностика энергетического оборудования с помощью роботов стартовала в конце декабря. Обследованы первые 2,4 км линий электропередачи, находящихся в ведении Московско-Павелецкой дистанции электроснабжения.
Экономистам ещё предстоит оценить эффект от использования нового диагностического оборудования. Его частью, к примеру, может стать снижение количества плановых ремонтов. «Не всегда узлы и элементы линии, построенной несколько десятилетий назад и отслужившей положенный срок, требуют замены, – поясняет Евгений Ланцов. – Бывает и так, что старые линии в хорошем состоянии, а новые – куда хуже. С использованием дрона планирование ремонтов будет более адресным и целенаправленным».
Владимир Горелкин
Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.
Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».