Так уж повелось, окончание учебно-производственной практики на Московской детской железной дороге предшествует началу очередного учебного года. Торжественная церемония вручения дипломов выпускникам МДЖД прошла 25 августа. В этом году 52 учащихся детской дороги стали студентами профильных железнодорожных вузов и сузов. Если учесть, что всего дипломы об окончании железнодорожной школы в Кратово получили 86 ребят, результат впечатляющий.
С блеском в глазах и гордостью в голосе начальник Московской детской железной дороги Марина Козина произносит имена тех, для кого детская дорога уже альма-матер. По другую сторону импровизированной сцены – многочисленные учащиеся, их родные, преподаватели МДЖД и, конечно же, сами виновники торжества – выпускники. В их адрес звучат слова напутствия и поздравления от инструкторов, родителей и гостей – представителей Дорпрофжела.
Церемония, посвящённая закрытию очередного сезона, больше походила на семейный праздник, где во всём – от официальных речей до общения юных железнодорожников друг с другом – чувствовались неподдельная искренность и дружба.
О том, почему ребятню, словно магнитом, тянет на детскую железную дорогу, мы беседуем с машинистом-инструктором МДЖД Михаилом Голдиным.
– Мне сложно вывести эту формулу, но детская железная дорога меняет детей в лучшую сторону. К нам ведь часто сюда приходят ребята, у которых дисциплина, прямо скажем, хромает. Есть и те, кто рискует потеряться «на улице». Мы не занимаемся здесь нравоучением, процесс улучшения происходит сам собой. Постепенно мальчишкам становится стыдно за плохие оценки в школе. Подтягиваются. А уж если пятёрки получают, сами ко мне с дневниками бегут, демонстрируют. Ведь самое страшное наказание от родителей и школьных учителей для них – это запрет на занятия на детской железной дороге из-за неуспеваемости.
Впрочем, такого развития событий здесь быть не может. Во-первых, их учёбу в школе мы контролируем. Во-вторых, даём опережающие знания по ряду предметов. После чего, кстати, случаются даже курьёзы. Недавно мне позвонила школьная учительница, и я объяснял, почему кпд тепловоза самый высокий среди подвижных единиц железнодорожного транспорта. Наша общая ученица Олеся Мезенцева дала именно такой ответ в викторине, что стало предметом её спора с преподавателем. Пришлось и мне вмешаться в этот спор.
Несомненно, интерес к профессии прививают учителя. Чем они талантливее и искреннее, тем больше вероятности, что их примеру последуют дети. В этом смысле Московская детская железная дорога всегда славилась своими кадрами. Может она гордиться и материально-техническим оснащением. Здесь уютные, отвечающие всем требованиям учебные классы, депо, станции и самые мощные локомотивы – тепловозы серии ТУ2К. Но ребят в восторг приводит другое: летом во время учебно-производственной практики у них появляется возможность примерить на себя профессии, о которых они мечтали с малых лет.
– Я покидаю детскую железную дорогу только для того, чтобы через несколько лет прийти на большую магистраль. Спасибо инструкторам, начальнику МДЖД Марине Борисовне, всем, кто причастен к осуществлению моей мечты, – собравшись с силами, произносит выпускница Елена Костарева.
Шутка ли, но Елена стала первой девушкой, которая встретит День знаний в Московском колледже железнодорожного транспорта на факультете технической эксплуатации подвижного состава железных дорог. Раньше обучаться этой специальности считалось прерогативой исключительно сильного пола. Закрытие сезона у выпускницы, как и у многих её друзей, вызывает смешанные чувства – радость от предстоящей встречи с новыми преподавателями и горечь расставания с прежними наставниками.
Впрочем, бывших учеников на МДЖД не бывает, заверяет Михаил Голдин. Будучи студентами и даже асами в профессии, они приезжают в родное Кратово, чтобы повидать инструкторов, услышать протяжный гудок тепловоза, надышаться воздухом из детства.
– Я уверен, что завтра все выпускники снова прибегут в депо, – продолжает Михаил Викторович. – Так всегда бывает после закрытия сезона. То ли по привычке, то ли ещё почему-то, но они долго ещё будут сюда наведываться.
Факты: За добросовестный труд на железнодорожном транспорте благодарность от комитета Дорпрофжела вручили старшему инструктору МДЖД Галине Куценко. Часами председателя Дорпрофжела награждён инструктор МДЖД Василий Шиндов.