30 августа на Киевском вокзале, а 2 сентября в Рязани состоялась презентация первого двухэтажного пассажирского поезда дальнего следования нового поколения. Мероприятие было организовано ОАО «Федеральная пассажирская компания».
Почему для этого действа был выбран именно Киевский, а не какой-либо другой московский вокзал? Наверное, потому, что именно этот вокзал – самый уютный, красивый, комфортабельный и удобный для пассажиров в столице. Таково было единодушное мнение и начальника вокзала Веры Крысовой, и бывшего начальника станции Москва-пассажирская Киевская, а ныне заместителя генерального директора ОАО «ФПК» Олега Мяготина.
В этот день поезд был открыт для посещения всеми желавшими, и посмотреть действительно было на что. Прежде всего поразили размеры гиганта, высота которого 5,25 м, а вес вагона – 65 т, что примерно на 10% больше обычного.
Двухэтажники, в отличие от всех прочих российских пассажирских вагонов, имеют только одну дверь по каждому борту, расположенную на стандартной высоте. Для прохода к купе нужно будет спуститься или подняться на несколько ступенек. По краю купе нанесены светоотражающие полоски, так что даже ночью преодолеть лестницу проблемой не будет. Форточек в двухэтажном вагоне нет, поэтому микроклимат будет всецело зависеть от кондиционера.
В купейный вагон входит 16 четырёхместных купе – по восемь на нижнем и верхнем уровнях. Таким образом, он гораздо вместительнее обычного – 64 места против 36. Купе мало отличаются от стандартных – за исключением только более низкого потолка. На верхних полках менее просторно, чем в обычном вагоне, особенно это касается второго этажа. Там, кстати, отсутствует и верхний багажный отсек над коридором.
Каждое купе имеет не менее двух электрических розеток, расположенных под лампами индивидуального освещения. Последние находятся у окон, а на верхних полках второго этажа из-за недостатка места светильники перенесены ближе к двери. В противоположном от входной двери конце вагона находится блок из экологически чистых туалетных комнат. Санузла со стороны проводника нет. В штабном и СВ-вагонах имеются ещё и душевые кабины. Вагоны оборудованы специальными трапами для перемещения людей с ограниченными возможностями.
Привычного титана в двухэтажных вагонах нет, однако в рабочем отсеке проводника предусмотрен чайник и микроволновая печь. В вагоне-ресторане на верхнем уровне поезда могут разместиться до 50 пассажиров, а на нижнем уровне имеется барная стойка и буфетные столики.
Пассажиры, выбирая между верхним и нижним этажами, могут принимать во внимание несколько факторов. Попасть на нижний чуть легче: туда ведут четыре ступеньки, а на верхний – восемь. Зато все проходящие по коридору пассажиры других вагонов станут пользоваться нижним этажом, и на верхнем будет спокойнее. Наконец, сверху открывается просто потрясающий вид из окон.
Как рассказал журналистам заместитель генерального директора ОАО «ФПК» Олег Никитин, двухэтажные вагоны построены с использованием новейших технологий, оборудования и материалов. Такие вагоны будут перевозить за один рейс почти в два раза больше пассажиров, чем обычный подвижной состав. Тем самым компания предоставляет новые возможности для повышения транспортной мобильности населения. Вагоны предназначаются для эксплуатации в составе поездов постоянного формирования на участках электрифицированных железных дорог колеи 1520 мм. Использование двухэтажных поездов позволит повысить пропускную способность инфраструктуры за счёт высвобождения ниток курсирования пассажирских поездов, а также локомотивов, используемых в пассажирских перевозках.
Немаловажно и то, что ОАО «ФПК» предлагает пассажирам специальный новый тариф для пассажиров двухэтажных вагонов, следующих по маршруту Москва – Адлер – Москва. Стоимость проезда в двухэтажных поездах будет меньше на 20–30% по сравнению с одноэтажными поездами, курсирующими на данном маршруте, как в вагоне купе, так и в вагоне СВ. Маршрут Москва – Адлер – Москва входит в полигон использования системы динамического ценообразования. Поэтому самые низкие тарифы будут установлены при покупке билетов за 45 дней, то есть с начала продажи. По мере заполнения мест тариф будет, естественно, повышаться.
Несмотря на большое количество пассажиров, вагон может обслуживаться одним проводником. Причём его вмешательство в работу систем вагона сведено к минимуму: здесь установлена современная микропроцессорная система контроля, диагностики и управления, которая поддерживает работу всех устройств в автоматическом режиме. Для наблюдения за коридорами первого и второго этажей служит система видеонаблюдения с монитором в служебном отделении.
Необходимо отметить и то, что двухэтажный вагон был создан на Тверском вагоностроительном заводе. Этот факт поддержки отечественного производителя особо подчеркнул в беседе с вашим корреспондентом начальник Московского филиала ОАО «ФПК» Константин Торубаров.
…А 2 сентября после презентации в столице двухэтажный подвижной состав ОАО «ФПК» прибыл с этой же важной миссией в Рязань. И не случайно: станция Рязань-2 станет первым остановочным пунктом для инновационного поезда после начала регулярных рейсов на Адлер.
Здесь презентация состоялась при большом стечении народа. В торжественном митинге приняли участие губернатор Рязанской области Олег Ковалёв, начальник Московского филиала ОАО «ФПК» Константин Торубаров, начальник Московского железнодорожного агентства – филиала ОАО «ФПК» Михаил Голубков, заместитель начальника МЖД по территориальному управлению Александр Лёвин, руководители подразделений и труженики Московско-Рязанского региона. На перроне собралось много пассажиров, жителей и гостей Рязани. А после митинга представителям СМИ, студентам профильных учебных заведений и всем желавшим была предоставлена возможность побывать с экскурсией в вагонах поезда.
– Сегодня мы стали свидетелями исторического события, – сказал после осмотра состава губернатор Олег Ковалёв. – Этот современный двухэтажный поезд с дополнительным спектром услуг соответствует лучшим мировым стандартам. И радует то, что его маршрут будет проходить через Рязань, им смогут пользоваться наши жители.
Всё время у необычного поезда царило оживление. На его фоне фотографировались, организаторы ОАО «ФПК» вручали сувениры, здесь же по старинной технологии чеканились на память монеты с символикой состава. А кто не смог побывать на презентации, ознакомились с ней по местным каналам ТВ.
…Двухэтажные поезда формирования ОАО «ФПК» начнут курсировать в преддверии Олимпийских игр 2014 года на направлении Москва – Адлер – Москва. В первый рейс двухэтажный поезд отправится с Казанского вокзала уже 1 ноября нынешнего года.