Конкурс на проектирование высокоскоростной магистрали (ВСМ-1) Москва – Казань состоится осенью 2013 года. Всего на этот этап работ планируется направить 16,2 млрд руб., из которых два млрд руб. составят собственные средства ОАО «РЖД», а остальное даст федеральный бюджет. Такое решение принято 31 июля на совещании по реализации проекта под председательством Президента РФ Владимира Путина.
Сейчас идёт подготовка обоснований инвестиций, разработка проектной документации начнётся осенью. Только затем будет определена конкретная стоимость магистрали.
К проектным работам планируется привлечь ведущие российские и зарубежные профильные институты. Такое сочетание идей и кадров призвано обеспечить привлечение в строительство 800-километровой магистрали самых передовых технологий. Маршрут ВСМ-1 в июле разработал научно-технический совет ОАО «РЖД». Высокоскоростная трасса пройдёт от Москвы до Казани с возможностью продления до Екатеринбурга. В этом случае в зону притяжения ВСМ попадут территории 11 регионов РФ, в том числе крупные города Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары и Казань. Проектом предусмотрена также организация станций в промышленных центрах Ногинск, Орехово-Зуево (МЖД), Ковров, Гороховец, Дзержинск, Елабуга (Горьковская железная дорога), Первоуральск (Свердловская железная дорога). Около 160 км новой магистрали пройдёт по полигону МЖД. Уже сейчас ясно, что абсолютно прямой трасса не получится: на совещании у президента отмечена недопустимость строительства на особо охраняемых природных территориях и в заповедниках.
Согласно экспертным расчётам, магистраль может быть построена уже к чемпионату мира по футболу 2018 года. В первый год работы ею воспользуются 7,5 млн человек. Владимир Путин особо подчеркнул, что необходимо продумать эффективную, гибкую тарифную политику, обеспечить доступные и конкурентоспособные цены на билеты на высокоскоростные поезда. Министр транспорта РФ Максим Соколов уточнил, что билет эконом-класса от Москвы до Казани будет стоить около 3,4 тыс. руб., что не дороже, чем сегодня на этом же маршруте в купейном вагоне скорого поезда в пик сезона. Инвестиции в ВСМ будут собраны из разных источников, по схеме частно-государственного партнёрства. Минфин РФ предварительно согласовал выделение 150 млрд руб. из Фонда национального благосостояния. Кроме того, министерство подтвердило на данный момент финансирование проекта в размере 231 млрд руб., из которых 81 млрд руб. составит бюджетный грант.
Общий же объём государственной поддержки проекта по строительству ВСМ достигнет 649 млрд руб. из рассчитанной на сегодняшний момент сметной стоимости 937 млрд руб. (предполагается, что с учётом инфляции, непредвиденных расходов и продолжительности строительства в четыре года окончательная сумма может увеличиться до 1,3–1,8 трлн руб.). В дополнение к одобренным минфином средствам ещё 139 млрд руб. планируется привлечь за счёт облигационных займов из средств Пенсионного фонда РФ. Определено, что облигации будут выпускаться на срок до 30 лет под госгарантии со ставкой из расчёта «инфляция плюс 1%».
Остаётся изыскать источники финансирования капитальных затрат по строительству ВСМ ещё в размере 30% стоимости, или около 280 млрд руб. Откуда взять эти недостающие деньги, пока окончательно не решено. Скорее всего, это будет сочетание источников. Допускается возможность привлечения частного инвестора, который вложит в проект деньги и имущество. Взамен инвестор получит право менеджировать проект: распределять подряды на строительство, закупать подвижной состав или заключать договоры с перевозчиками о предоставлении им инфраструктуры. Вероятно, это будет крупная российская финансовая компания с госучастием: интерес к проекту проявляли Внешэкономбанк, ВТБ, Газпромбанк и Сбербанк. Конкуренцию банкам может составить и частный бизнес. Однако, по условиям контракта жизненного цикла, кто бы ни был частным инвестором, через 10 лет ему придётся выйти из железнодорожного бизнеса и продать свои акции холдингу ОАО «РЖД».
Факты: Запуск высокоскоростных поездов между Москвой и Казанью сократит время поездки до 3–3,5 часа вместо нынешних 14 часов, скорость будет достигать 400 км/час. Дорога пройдёт по территории шести субъектов Федерации – Москвы, Московской, Владимирской, Нижегородской областей, Чувашии и Татарстана. В дальнейшем магистраль предполагается продлить до Екатеринбурга. Всего до 2030 года на развитие высокоскоростных магистралей в России будет направлено 6,7 трлн рублей.