Наш telegram-канал

@Gudok

Подписаться

на e-mail рассылку

№ 36 | 04.10.2013
11 полоса

В наше сложное время есть потребность в доброте

Народный артист СССР, лауреат Ленинской и многих других премий как в нашей стране, так и за рубежом, Василий Лановой в строю отечественной культуры уже шесть десятилетий. Неоднократно мне доводилось встречаться с прославленным актёром и в рабочих аудиториях, и на фестивалях в разных городах. Эта беседа состоялась за полгода до того, как Лановому исполнится 80 лет.

04.10.2013

 

– Уважаемый Василий Семёнович! Мы с вами дети войны. Наверное, до сих пор вы многократно переживаете то, что довелось увидеть, начиная с июня 1941 года?

 

– В действительности так оно и есть. Летом 1941 года я, семилетний мальчик, оказался у родных под Одессой. И уже 22 июня видел налёт армады фашистских самолётов. Они были в полном смысле слова, как саранча, в нашем небе. И эти впечатления я несу через всю жизнь. С тех военных лет (почти три года в оккупации) знаю, что такое враг и что значит Родину любить, ни пяди не отдавая врагу.

 

– А как на вас отразилось военное детство?

 

– Все события начала войны, когда оказался у дедушки с бабушкой под Одессой, и ещё трёх с лишним лет оккупации, живут во мне и по сей день. Помню одного немца, жившего в нашей хате, который мне подарил ремень. И помню другого, который проезжал на машине и крикнул мне: «Отдай!», показывая на ремень. «Не отдам!», – воскликнул я. Тогда немец схватился за автомат и хотел убить меня.

 

10 лет после этого эпизода я заикался. Я сразу тогда понял, что мою жизнь, как и жизнь любого другого человека могли запросто перечеркнуть, меня могло не быть! Конечно, это потрясло!

 

Дети войны, мы взрослели быстрее, чем теперешние мальчики и девочки. Это значило сразу быть в ответе за себя, за родителей, школу, учёбу, за друга или подругу, за своё дело.

 

Когда после оккупации возвратился домой, я чувствовал, что мне не просто 10 лет. Я стал гораздо взрослее, по-другому стал относиться к жизни.

 

– И тогда родилась мысль попробовать себя в рабочей профессии?

 

– Она родилась ещё в оккупации. А уже дома осуществилась. Я стал работать в коллективе тогда ЗИСа (позже ЗИЛа). А узнав о существовании дворца культуры ЗИСа, вслед за рабочей я получил и театральную подготовку. Поэтому я смог стать студентом «Щуки» – высшего театрального училища им. Б.В.Щукина при театре им. Евгения Вахтангова.

 

На сцене дворца культуры ЗИСа я играл в спектакле «Аттестат зрелости». И эта моя работа была отправным моментом – приглашением в кино, где играл в одноимённом фильме. Произошло это в 1952 году. Мой герой соответствовал моему возрасту, и это было существенным в исполнении роли. К тому же я сам прошёл школу рабочей молодёжи – отсюда полная достоверность игры.

 

– Вы создали образы Павки Корчагина в одноимённом кино и генерала Вараввы в героическом фильме «Офицеры», которому больше 40 лет, но он и по сей день любим миллионами зрителей. Однако живём мы в очень негеройское время. Может ли человек быть в таких условиях героем?

 

– Сомнений нет. Конечно!

 

– Но что же всё-таки на первом плане – время или человек?

 

– Человек, человек! Абсолютно убеждён, что человек впереди. Его совесть, постоянство, вера в непреходящие ценности, в отечественную культуру и идеологию русской классики.

 

В 1991 году началось «новое время». Тогда уже малым детям внушали: «Ты будешь миллионером». Понятия «добро» и «зло» были отброшены. И в нашем артистическом цехе появились перевёртыши, стремившиеся сорвать большой куш. Мне это не по душе, и от подобных предложений, знакомясь со сценариями, я отказываюсь. Тем более что моя планка – «Офицеры», «Анна Каренина», «Война и мир».

 

– Сегодня ежедневно чуть ли не по всем телеканалам показывают бесконечные убийства, акты жестокости, насилия.

 

– В числе деятелей нашей культуры обращался к властям, что с этим надо бороться. Ведь такой подход к формированию репертуарной политики ведёт к дебилизации поколений, особенно молодых, только вступающих в жизнь и в силу возраста не имеющих жизненной закалки, своеобразной прививки к злу. На экране нужны картины, заставляющие задуматься о себе и о жизни, о сегодняшнем дне и о будущем.

 

– Знаю, что в это жестокое, порой просто непонятное время многие зрители с удовольствием смотрят старые советские фильмы.

 

– Безусловно, это потому что есть потребность в доброте. Душа человека должна тянуться к лучшему, а не к худшему образцу. К сожалению, часто нам предлагают худший образец – кто, кому и как может дать по морде, пропагандируя феномен силы, вседозволенности. На Руси с незапамятных времён важно было сеять доброе и вечное. С детства в наше сознание такие идеалы входили через сказки, красивые легенды, обязательно заканчивающиеся добром! Эта позитивная позиция формировала личность. Сейчас другое время – этого нет.

 

– Нас, детей войны, оставшихся в живых, война воспитывала и воспитала. Мы Родину воспринимали через отцов, которых ждали, они должны были вернуться. И ни минуты не колеблясь, мы по-настоящему были преданы Родине. Будут ли так же преданы ей нынешние дети?

 

– С военных лет чувствовал удивительное единство людей. Мы все были социально равны. Тогда у нас не было бедных-богатых. Голодали вместе, выживали тоже чаще всего вместе. Убивали на войне врагов – все вместе. А что сейчас? Не убеждён, что молодые люди осознанно пойдут защищать нынешних «богатеньких».

 

– Продолжу вашу мысль. Сегодня в школьной программе по литературе нет ни «Молодой гвардии», ни «Повести о настоящем человеке», ни «Педагогической поэмы», ни романа «Как закалялась сталь»… Нынешняя молодёжь, самостоятельно читая эти произведения, задаёт себе вопрос: пошли бы защищать Родину, не пожалев себя? И сами себе отвечают: за то, что происходит сегодня, жизни бы не отдали. Не пора ли задуматься, а что мы делаем с нашими детьми?

 

– Абсолютно согласен и с вопросом, и с ответом. Так в своё время рассуждали и Антон Макаренко, и Павка Корчагин. И не потому, что Павка был коммунистом, а потому что это человек полного бескорыстия, отдавший свою жизнь за других, ради других. Будучи прикованным к постели, Корчагин делал для своей страны невозможное… Такие люди, образы, безусловно, нужны и новым поколениям.

 

– Василий Семёнович, вы – председатель межрегионального общественного Фонда содействия сохранению и развитию патриотических и культурных традиций «Армия и культура».

 

– С большой ответственностью принял это избрание. Эта миссия – не только мои встречи в воинских соединениях. Эта работа, думаю, действительно помогает воспитывать патриотов Родины. На «Радио России» я записал более 108 серий пятиминутных передач, которые называются «Настоящая армия». Включены самые значимые эпизоды из истории России, начиная с ХVI–ХVII веков, а также рассказы о выдающихся личностях. Полагаю, что и князь Андрей из великой эпопеи «Война и мир» – идеальный русский офицер.

 

– Наша беседа – для железнодорожной газеты. Как вы относитесь к железной дороге, часто ли пользуетесь её услугами?

 

– Пожалуй, при необходимости куда-то ехать чаще всего пользуюсь поездом. Так что, наверное, за многие десятилетия намотал расстояние, близкое по километражу к длине экватора. Хочу пожелать железнодорожникам чёткой, профессиональной работы и здоровья!

 

– Спасибо за беседу.

 

Беседовал Виктор Беленький

календарь

календарь