Во второй половине XVII столетия в этих глухих местах появился острожек для обороны русских земель от набегов степняков. Позже он разросся, и вдоль берега Цны вытянулось село Шаморга с церковью во имя Богоявления Христова. В четырёх верстах от него, на противоположном берегу Цны, располагался Вышенский Успенский мужской монастырь.
Говорят, шацкая земля – Богом избранная. В это нетрудно поверить, если учесть, что из 12 действующих монастырей Рязанской митрополии три находятся на территории Шацкого района. О появлении новой женской обители в этих краях каких-нибудь полтора десятка лет назад никто и не помышлял. Однако, как считает настоятельница Свято-Покровского монастыря в селе Шаморга игуменья Любовь (в миру – Нина Непахарева), ничто в жизни не происходит без промысления Божия.
Матушка Любовь воспитывалась в православной семье. С юности подвизалась в течение трёх десятков лет в храме Рождества Иоанна Предтечи, что на Красной Пресне в Москве, потом 13 лет была председателем приходского совета Троицкого храма в Люберцах. А когда пришла пора отправляться на заслуженный отдых, матушка Любовь вместе с несколькими монахинями из Подмосковья отправилась в шацкие края, к настоятельнице Вышенского, ныне женского, монастыря матушке Нонне – своей духовной сестре.
И надо же было такому случиться, – в ту пору в гости к священнику Вышенского монастыря отцу Луке приехал иеромонах Андрей, несколько лет подвизавшийся на Афоне. Он-то и предложил «оставшимся не у дел» монахиням, матушке Любови и матушке Сергии, обосноваться в Шаморге. Место это было уединённое, тихое, красивое, словно самим Господом уготовленное для основания здесь православной обители.
Сначала в Шаморгу приехали семь монахинь из Москвы и Подмосковья. Подумывали восстановить Богоявленский храм как приходскую церковь. Но какой приход можно создать в полувымершей Шаморге и таких же обезлюдевших окрестных деревнях? Обратились за советом к митрополиту Рязанскому и Касимовскому Симону. А владыка, словно почувствовав соизволение Божие, благословил монахинь на основание в Шаморге женской обители. Сёстры впервые побывали в Шаморге в день Покрова Пресвятой Богородицы, и будущий монастырь решено было назвать Свято-Покровским.
В полуразрушенном Богоявленском храме службу вести было невозможно, и поэтому сначала отремонтировали и приспособили для церковной процедуры пустовавшее кирпичное здание школы. С помощью московских благотворителей здание было приведено в надлежащий вид, и 1 сентября 2002 года владыка Симон освятил обустроенный в этих стенах Покровский храм. Так на шацкой земле появился новый центр духовной жизни. Многое предстояло сделать, чтобы поднять из руин Богоявленский храм, обустроить быт сестёр. Нашлись благотворители, нашлись умелые руки мастеров, и спустя четыре года Богоявленский храм был восстановлен.
14 октября 2006 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы, архиепископ Рязанский и Касимовский Павел освятил его главный престол, и с тех пор по праздникам здесь совершается литургия. Снова колокольный звон призывает к молитве верующих – насельниц монастыря и местных жителей, паломников и гостей. Не за горами уже и тот день, когда засияет новой позолотой главный иконостас, тёплым светом озарятся настенные росписи храма…
Насельницы новоучреждённой обители (а теперь их насчитывается 12) готовят внутреннее убранство для Богоявленского храма и благоустраивают территорию монастыря, выращивают овощи и фрукты, обихаживают цветники и клумбы. Монастырская площадь составляет более трёх га; здесь разместились сад-огород, жилые и хозяйственные помещения, купальня с артезианской водой, – и всё требует трудолюбивых рук и хозяйской заботы. Дел предстоит ещё много, но сёстры верят: с Божией помощью можно всё преодолеть.
Благодетели монастыря обычно предпочитают оставаться в тени и не советуют сёстрам разглашать источник пожертвований (мол, благие дела говорят сами за себя). Но, пожалуй, один из благотворителей, причём, совершенно неожиданных, прочно войдёт в историю Свято-Покровской обители. Несколько лет назад, когда монастырь ещё только-только обустраивался, матушка Любовь в осеннюю слякоть шла по селу и вдруг заметила застрявший в дорожной колдобине автомобиль. Незнакомый водитель легковушки настойчиво газовал, но машина всё глубже зарывалась в грязь. Тогда настоятельница решила помочь. Тяжело было, но, знать, и в тот раз сам Господь помог: автомобиль вырвался из размытой ямы.
Водитель вышел из машины и обомлел:
– Матушка! Да как же вы смогли?..
Познакомились. Оказалось, что хозяин машины, житель Москвы направлялся в Вышенский монастырь, да вот угораздило его заехать в глубокую колею. Он долго благодарил матушку Любовь за помощь, извинялся за причинённые хлопоты и испорченную одежду, а затем заявил:
– Теперь я у вас в долгу. И попробую оплатить вашу услугу. Знаете такого певца (и прозвучала известная фамилия. – Ред.), – он мой хороший знакомый. Попрошу его оказать помощь вашей обители – неужто откажет?
Прошло некоторое время, и вдруг объявился в монастыре тот самый автомобилист. Подъехал на новеньком микроавтобусе и распахнул дверцу: «Принимайте подарок от моего приятеля!» – и указал рукой на отливавшую темно-синей краской ГАЗель. Вот это подарок так подарок! В первые годы существования в монастыре был свой автобус, старенький, ненадёжный. Отправили его в ремонт, а затем пришлось передать машину иным владельцам. Сожалели насельницы обители: мол, без транспорта – как без рук. И вот появился у них свой микроавтобус. Матушка Евстолия села за руль, – и теперь ездят монахини на собственной ГАЗели по монастырским надобностям. А московский благожелатель этим подарком не ограничился: спустя некоторое время привёз деньги для щебёночного покрытия дороги перед монастырём.
– Рязанская земля богата святыми Божьими угодниками. Мы ощущаем святость этих мест и молитвенную помощь угодников, – любит повторять игуменья Любовь. – Монастырь – это пристань спасения и благочестия, островок истинной веры…