На перегоне Кошурниково – 570 км Красноярской железной дороги завершена проходка нового тоннеля. Его строительство является частью работ по прокладке вторых путей на южном ходу.
28.12.2023
Сбойка тоннеля состоялась 25 декабря. В этот день на объекте были проведены буровзрывные работы, объединившие два проходческих ствола, которые одновременно велись от западного и восточного порталов. Представители двух бригад проходчиков встретились внутри горы, почти точно в середине будущего тоннеля. Событие отметили торжественной церемонией награждения строителей с шампанским прямо из касок.Как сообщил заместитель начальника дороги по строительству Иван Борисов, подготовительный этап начался весной 2023 года, а активные работы по прокладке поворотного тоннеля стартовали в июле:
– Строительный комплекс магистрали провёл очень серьёзную работу. Ещё полгода назад на этом месте практически ничего не было. Помню, как мы с подрядчиками стояли у створа будущего тоннеля и размечали, как, где и в какие сроки его проходить. И вот спустя всего несколько месяцев мы уже стали свидетелями сбойки тоннеля.
Строящийся тоннель станет парным действующему однопутному Первому Джебскому тоннелю, построенному в 1960-е годы, по которому сейчас осуществляется пропуск всех поездов на этом участке. Тоннель расположен в четырёх километрах к северу от станции Кошурниково, в месте, где река Джебь делает крутой изгиб, обходя горный массив. Тоннель проходит эту гору насквозь.
Как сообщил представитель подрядчика Евгений Филиппов, тоннель будет иметь сравнительно небольшую длину – 267,4 метра, однако из-за особенностей геологии и трассировки линии строительные работы на объекте отличались повышенной сложностью.
– Каждый из подобных тоннелей – уникальный объект, и нет единого универсального шаблона для работы. В частности, здесь на проходке от западного портала мы с первых метров столкнулись с очень неустойчивыми породами, которые в основном представляли собой суглинки и глину. Приходилось укреплять пройденные метры с помощью усиленной обделки. Аркой бетона закрепляли массив породы, чтобы не происходило обрушения, и так продвигались на протяжении 78 метров. Дальше уже порода поменялась, и работы мы продолжили буровзрывным способом.
В целом для работ по проходке тоннеля было израсходовано 11 400 кг взрывчатки и вывезено 12,3 тыс. кубометров грунта. Параллельно проходке строители провели множество дополнительных работ – вырубили просеки в тайге, установили фундаменты и опоры линии электропередач, обустроили промышленно-жилую площадку.
Проходка – ключевой, но далеко не последний этап строительства. В дальнейшем на объекте проведут доработку нижнего уступа тоннеля, обустроят гидроизоляцию и сети электроснабжения, проведут бетонирование постоянной обделки. У порталов будут смонтированы системы видеонаблюдения, ограждение по периметру и подготовлена площадка для обустройства системы охраны.
Завершение работ на участке запланировано на 2025 год.
Масштабные работы пройдут и на всём перегоне Кошурниково – 570 км. Он расположен в Курагинском районе Красноярского края, в горах Восточных Саян. Однопутная железнодорожная линия была возведена здесь в 1960-х годах в ходе строительства легендарной «трассы мужества» Абакан – Тайшет. Перегон отличается сложным рельефом и значительным перепадом высот.
В ходе строительства здесь будет уложен второй путь на протяжении 4,2 км, построены два новых железнодорожных моста (один железобетонный и один металлический), смонтированы средства автоматики и телемеханики.
Реализация проекта позволит увеличить пропускные способности на участке в 2,5 раза. За счёт этого будет ликвидировано одно из узких мест на южном ходу Красноярской магистрали и обеспечена возможность повысить интенсивность перевозок на восток из Кузбасса через Хакасию по линии Междуреченск – Абакан –Тайшет.
Работы на участке ведутся по инвестиционной программе «Увеличение пропускной способности участка Артышта – Междуреченск – Тайшет» в рамках второго этапа модернизации Восточного полигона. По этой программе строительный комплекс Красноярской магистрали ведёт интенсивную работу на различных участках южного хода. Только за этот год на магистрали введено в эксплуатацию шесть новых объектов. Двухпутное движение открыто на участках Биркчул – Югачи, Югачи – Казановская, Чартыковский – Камышта, Камышта – Уйтак, Кизир – Журавлёво, Береж – Абакумовка. Проект реализуется с учётом утверждённых параметров модернизации БАМа и Транссиба, которые должны обеспечить возможность роста объёмов грузоперевозок до 180 миллионов тонн к 2025 году. Работы в рамках проекта продолжатся и в будущем году. В частности, запланирован ремонт на Козинском тоннеле и укладка вторых путей на перегонах Абакан – Подсиний – Минусинск.
Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене»
Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале Gudokru. Подписывайтесь, друзья!
Артём Яковлев